|
Айгуль Жилкишина
Первый случай типичной “американской перестрелки” в московской школе № 263, где старшеклассник захватил в заложники целый класс, застрелил учителя и полицейского, шокировал всю страну. Нам эта история дает повод также задуматься - она произошла не за океаном, а в стране, образовательная система которой имеет те же корни, что и наша. Высокая конкуренция в обществе ожесточает всех людей, включая детей. В школе колоссальное имущественное расслоение общества ощущается подростками особенно остро, их реакции мало предсказуемы. Что может быть последней каплей для таких стрелков? Некоторые рассуждения по этому поводу
При опасности у человека кровь может приливать к мозгу, тогда он становится агрессивным, а если не приливает, его парализует страх. В первом случае подросток может взяться за оружие, во втором - сделать шаг с крыши, так как у мальчишек оценка (в журнале или в глазах сверстников) - всегда замер его успеха. Но подросток может и не подавить свой негатив, а выплеснуть его, иногда вместе со смертоносным огнем. Крик отчаяния, замыкание в себе, на своих проблемах, которые непременно требуют ответа - “Поговори со мной!” - “Мне некогда”. Привлечь внимание удается только таким радикальным способом - выстрелом из оружия.
Строгие законы о хранении и ношении оружия, родительское воспитание, охрана в школе, наличие психологов - таких инцидентов у нас быть не может, мы же не в Америке. Как показал опыт, это может случиться в любой стране.
По статистике, в США ежегодно от пуль гибнут около 30 тысяч человек и еще 70 тысяч получают пулевые ранения. В США можно свободно купить и автоматическое оружие, хотя автомат является оружием нападения, а не защиты. Но это никого не волнует - продажа оружия идет полным ходом, оружейники получают прибыль, часть которой тратят на лоббирование, а значит, и политикам что-то перепадает. Но дело, конечно, не только в пистолетах.
По данным директора Национального центра по школьной безопасности Рональда Стефенса, за последние 20 лет от насилия в школах США погибли около 500 человек. В то же время причинами использования оружия в образовательных учреждениях называются плохое воспитание, легкий доступ к оружию, обесценивание жизни, жестокие видеоигры и проблемы с психикой. Помешать же использованию оружия в школах, по мнению экспертов, может здоровый учебный климат.
Британский психиатр Давид Хили утверждает, что 90 процентов случаев стрельбы в школах связаны с принятием антидепрессантов. По утверждению врачей, в прошлом страдающие депрессией люди не проявляли агрессии по отношению к окружающим. Но люди, которые принимают антидепрессанты, часто становятся агрессивными. Агрессия является одним из побочных эффектов антидепрессантов, о которых фармакологические компании и врачи не хотят говорить. По статистике, 50 миллионов американцев, в том числе и 10 миллионов детей, принимают антидепрессанты и другие психотропные препараты. И в абсолютном большинстве случаев прием этих препаратов не обоснован с медицинской точки зрения.
Мы давно знали, что такие вещи происходят в США. Теперь есть повод утверждать, что это явление универсальное. В повседневной жизни много насилия, по телевизору, в фильмах, интернете его еще больше. Слова “пропаганда американского или западного образа жизни” отдают временами холодной войны, но в мире виртуальном заправляют американские технологии и, следовательно, “технологи”.
В постсоветском социуме жизнь стала ценностью, а успешная жизнь - фетишем. Для легкоранимых подростков, главной целью жизни которых является утверждение себя в коллективе сверстников в виде полноценного человека, социальное и имущественное неравенство становится подчас непреодолимым барьером, сталкивающим их в пропасть депрессии. Временный выход из нее они видят в алкоголе и наркотиках.
Есть почва, которая провоцирует ребенка на такие неприемлемые действия. Давайте мы “отнимем” ружье и “приплюсуем” суициды. Что принуждает ребенка к агрессии и всегда ли хороша требовательность родителей, для которых успех в учебе является сверхценностью? Зачастую никаких других стремлений они детям не прививают. Расталкивать сотоварищей локтями, первым коснуться финишной ленты, используя любые средства. Если такой подросток видит препятствие на своем пути, он его попытается ликвидировать. Среди них немало детей, у которых проблемы с самовыражением и управлением гневом. Как распознать такого ребенка, который может взять в руки оружие и расстрелять людей? Ведь какие-то факторы доводят его до такого состояния. Как показывает жизненный опыт, в нашем кастовом обществе много детей, которые нуждаются в психологической помощи. С другой стороны, их поведение, конечно же, реактивно. Помогать нужно не только (я бы сказала, не столько) детям, но и взрослым. Противостоять нарастающей агрессии окружающей действительности становится все трудней и трудней. В наши “переходные” времена консультации психологов очень востребованы.
Возвращаясь к стрелкам, нужно отметить, что такие меры (требуемые сейчас в российских школах), как переаттестация всех школьных психологов, не решат вопроса, впрочем, как и усиление охраны. В некоторых алматинских колледжах вход для учеников только через металлодетекторы и по бейджам с электронным ключом - безопасность изнутри гарантирована. Ведь суть проблемы - каков психологический климат в школе, в классе, дома, в кругу знакомых, то есть в социальном окружении. Пробиться к сердцу подростка, даже покалеченного, легко. На ласку, и только на ласку, подросток откликается на раз-два.
Ныне другие времена. Раньше было народное просвещение, теперь образовательные услуги. По показателям подросткового суицида Россия и Казахстан занимают одни из первых мест в мире. Если тенденция выплескивать агрессивную энергию, а не подавлять ее, станет преобладающей, потребуются меры самого радикального порядка. Но превентивными мерами и разумным подходом к насущным проблемам школьного мира и тех, кто включен в эту систему, можно предотвратить такие трагедии заранее.
27 февраля 2012 года. Город Чардон, штат Огайо. В столовой школы подросток открыл стрельбу, убив троих и ранив двоих учеников.
20 июля 2012 года, штат Колорадо. Вооруженный мужчина открыл стрельбу в кинотеатре, убив двенадцать и ранив пятьдесят восемь человек.
14 декабря 2012 года трагедия в “Сэнди Хук”, штат Коннектикут, потрясла мир. Психически неуравновешенный Адам Лэнза застрелил свою мать, после чего вооружился двумя пистолетами и штурмовой винтовкой и направился в свою школу. Молодой человек ворвался в здание и открыл стрельбу. Ее жертвами стали 20 детей в возрасте 6-7 лет и шестеро взрослых, в том числе директор. Услышав приближение полиции, преступник покончил с собой.
Террористический акт в Тулузе, Франция. 19 марта 2012 года к еврейской школе “Сокровища Торы” преступник подъехал на мотороллере и открыл огонь из автоматического оружия по школьному двору. В результате теракта были убиты учитель и трое детей в возрасте от 3 до 8 лет,17-летний подросток тяжело ранен.
Эту хронику можно продолжить.
В 1929 году в СССР установили контроль над ношением оружия. В результате 20 миллионов человек, не могущих себя защитить, были репрессированы и уничтожены.
Германия установила контроль над ношением оружия в 1938 году. В период с 1939 по 1945 год 13 миллионов евреев и других, которые не могли себя защитить, были репрессированы и уничтожены.
Уганда установила контроль над оружием в 1970 году. В период между 1971 и 1979 годом 300 тысяч христиан были репрессированы и уничтожены.
“Из-за запрета на владение оружием 56 миллионов беззащитных людей были уничтожены в ХХ веке. Контроль над оружием ведет к конфискации, конфискация ведет к репрессиям и уничтожению”. |