|
Анна Филипова
История гомосексуализма. Часть II
Гомосексуальность существует ровно столько, сколько существует человечество. У Моисея сказано: “Не ложись с мужчиной, как с женщиною - это мерзость”. Но ложились и древние евреи, и древние греки, и римляне, и находили особый изыск в мужских ласках. Эллины сумели возвести педерастию (pederasty - “любовь к мальчикам”) в своеобразный культ, наделив богов собственными пристрастиями, и небожители на Олимпе могли предаваться оргиям так же, как Сократ и эпикурейцы на грешной земле
Гомосексуализм, например, считался в античном мире обычным явлением. В Афинах и Спарте в V веке до н. э. и позже гомосексуальные отношения между старшими и молодыми любовниками считались полезными с точки зрения передачи опыта. Спартанцы верили, что сексуальная связь с испытанным и проверенным воином способствует возмужанию. В Афинах особое значение придавали нравственным и эстетическим аспектам таких отношений. Гомосексуализм эфебов, как и спартанцев, имел военную подоплеку. “Священный отряд эфебов” представлял собой пехотный строй, полностью состоявший из любовных пар мужчин. На протяжении 40 лет он постоянно одерживал победы, пока не был уничтожен Филиппом II Македонским в 338 году до н. э. в битве при Херонее: все 300 членов отряда пали замертво или получили смертельные ранения. Подобная традиция не улучшила спартанскую демографию - раздельное обучение мальчиков и девочек поощряло такие связи и между женщинами, что приводило к поздним бракам. Спартанцы были элитным классом, владевшим огромным числом крестьян. Со временем из-за низкой рождаемости и больших потерь в непрерывных войнах они полностью исчезли.
Критяне постоянно поощряли гомосексуализм как средство контроля над приростом населения. В классические времена для критских подростков считалось вполне нормальным принимать ухаживания старших мужчин, и после обязательного обмена подарками и формальных встреч с родителями мальчик уходил и жил со своим любовником. Таким образом, последний должен был нести ответственность за содержание и обучение мальчика. Только когда мужчине было далеко за 20, или он переступил 30-летний рубеж, ему следовало подумать о браке, создать семью и обзавестись детьми.
В некоторых греческих полисах гомосексуальные связи были институционализированы: в Спарте, например, каждому подростку просто полагалось иметь “поклонника”, который отвечал за его воспитание и штрафовался за его провинности. В других обществах, и прежде всего в классических Афинах, в отношении к таким связям существовало известное противоречие. С одной стороны, ценности и эстетика любви к юношам широко принимались и практиковались; с другой же стороны, пассивная, “женская” роль в половом акте считалась позорной и недостойной свободного гражданина. В Афинах существовал закон, лишавший гражданской чести (то есть значительной доли гражданских, прежде всего политических, прав) того, кто “отдавал свое тело в разврат”. Понятно, что граница между осуждаемым “развратом” и идеализируемой “любовью” была (как, впрочем, и в наше время) достаточно субъективной. Ее проводили по наличию корыстных мотивов; впоследствии философы выдвинули концепцию “платонической любви”. Такой моральной проблемы не видели в отношении неграждан и тем более рабов: существовала мужская проституция и мужские публичные дома. В Древней Греции мужская проституция была распространена не менее, чем женская, часто ей даже отдавали предпочтение.
Любовь к красоте мужских форм вырабатывалась в гимназиях и в других общественных местах, где толпилась нагая молодежь, и где она сообща занималась телесными упражнениями. Во время больших праздников и в театре также представлялась возможность любоваться мужской красотой и силой. Сами половые признаки тоже были предметом наивного эстетического восхищения. Поэтому физическое половое наслаждение во всех его проявлениях, даже так называемых “извращенных”, было для древних естественным, элементарным.
Мужская любовь в Древней Греции считалась возвышенней и изысканней, чем любовь к женщинам. Высокопоставленные эллины не только не скрывали своих “голубых” пристрастий, но и, наоборот, старались их всячески демонстрировать. Поэты воспевали прекрасные союзы умудренных жизненным опытом мужей с красивыми юношами, философы писали трактаты о пользе гомосексуализма. Так, Платон в избранных диалогах отмечал, что любовь между мужчинами служит высшим целям и подвигает молодежь на служение обществу. Врачебную точку зрения на гомосексуализм высказывал отец медицины Гиппократ. Он утверждал, что такие связи весьма полезны, поскольку “мужественность и другие положительные качества взрослого мужчины через его семя передаются подросткам”. Самим же взрослым мужчинам, по мнению того же Гиппократа, подобные отношения несли молодость и здоровье. Однако на самом деле причины таких связей носили скорее вынужденный характер.
Ученые спорят об истоках практики мужского гомосексуализма в классической Греции: развивалась ли она как последствие древних инициационных ритуалов или из-за обычая полностью изолировать мужчин от “приличных” женщин, которые были заперты в своих жилых помещениях и недоступны для них? Скорей всего, так оно и было, так как женщины проводили жизнь в стенах дома, их роль в обществе была минимальной. Социальные отношения вообще, и гендерные в частности, были совсем не гармонизированы в античную эпоху - женщины в Древней Греции (в отличие от Древнего мира) не ставились ни во что. Поэтому мальчики и юноши не имели опыта общения с противоположным полом с самого раннего возраста. Мальчики, проходящие подготовку к активному участию в политической и социальной жизни города, получали образование в гимназиях, куда девочки не допускались. И поскольку женщинам в те времена образование было недоступно, поэтому большинство из них не могли принимать участия в симпозионах, дискуссиях или состязаниях поэтов. Таким образом, женщины не рассматривались как партнеры для интеллектуального общения.
Пришедший с Востока обычай, называемый также “персидским пороком”, так культивировался в силу того, что в ходе многочисленных военных походов юноши и мужчины не имели долгое время физических контактов с женщинами (и не могли иметь изначально). А поскольку войны велись тогда постоянно, то солдаты имели только одну возможность удовлетворять свои физиологические потребности.
Основой греческого концепта является идея о том, что гетеросексуальные отношения способны породить физическую жизнь, но только отношения между зрелым мужчиной и подростком могут подготовить юношу к социальной и политической жизни. Однако подобные отношения были социально и легально приемлемы только для подростка, не переступившего границ юношеского возраста; впоследствии он был обязан занять иную позицию - позицию мужа в гетеросексуальных отношениях.
Греки классической древности были пассивно гомосексуальны в юности и гетеросексуальны в зрелости, продолжая при этом вести гомосексуальные отношения с подростками. Подобной любви искали также для интеллектуального общения с юношами, поскольку с женщинами это было невозможно - женщины считались неспособными, поэтому средний грек был склонен влюбляться скорее в юношей. Когда обсуждалась красота, говорили обычно о красоте мальчиков, а не женщин. Многие греческие мыслители ставили любовь к мальчикам выше любви гетеросексуальной, происходящей от естественного инстинкта размножения, что делало ее неполноценной по сравнению с гомосексуальной любовью, единственная цель которой - эстетическое наслаждение и общение. Существовало широко распространенное убеждение, что истинная любовь к женщине невозможна; брак считался необходимостью и поэтому охранялся законом, но не рассматривался как результат любви, более того, вовсе не ассоциировался с любовью.
Табу на гомосексуальные связи в греческом обществе касалось только рабов. Причин тому несколько. Во-первых, банальный прагматизм: рабы должны размножаться. Во-вторых, эстетика: что может быть прекрасного в рабской любви? Кстати, слово “педерастия” имеет греческое происхождение, но в те далекие времена смысл его не был уничижительным.
И все же античное общество не было столь лояльно к гомосексуальным связям, тому были и “ограничения”: “В Афинах классического периода гомосексуалисты обязаны были заявлять о своем пороке в экклисию, после чего лишались всех гражданских прав (в том числе и право быть свидетелем в суде). Если же они скрывали свой порок, их подвергали остракизму или казнили.
В Спарте порицание было еще суровее: никаких заявлений - кто попадался, казнили! Названия гомосексуалист не существовало, а существовало слово кинэдос (что в приблизительном переводе означало “подверженный проклятию”).
История жизни и смерти великого мыслителя Сократа (инсценированная на многих театральных площадках мира) иллюстрирует и отсутствие понимания, и толерантности к такого рода сексуальным отношениям. Философа обвинили в безбожии. Весной 399 года до н. э. Сократ был вынужден предстать перед судом присяжных, где ему выдвинули уже официальное обвинение в безбожии, введении в религиозный обиход новых божеств, развращении юношества. Обвинительные претензии высказали трагический поэт Мелет, богатый кожевник Анит и оратор Ликон. Затем вынесли решение о казни мыслителя. Умер Сократ в тюрьме, приняв в присутствии учеников растительный яд (цикуты) из чаши.
|
“Древнегреческий театр” фотографа барона фон Гледена |
Классический
римский мир
В Риме культурный, политический и семейный контексты породили совершенно иное отношение к гомосексуальной любви, где “греческий порок” подвергался критике. Целью образования в римской традиции было воспитание истинно мужественных граждан, способных - в том числе и сексуально - только доминировать, но ни в коем случае не быть пассивными. Собственно, никогда эфебическая любовь не играла в Риме столь важной роли и не была так распространена, как в греческих городах-государствах; связано это было и с тем, что в Риме период отрочества был короче, чем в Греции. Гомосексуализм считался личным и частным делом, которое определялось наклонностями того или иного человека и которое не предполагалось демонстрировать публично. В качестве такового он не был социально признан и не регулировался законом. Иногда он практиковался среди рабов; господин (dominus), обладавший в своей большой семье абсолютной властью, мог использовать как своих рабынь, так и юношей рабов. Таким образом, распространение гомосексуализма, не поощрявшегося социально, было весьма ограниченным. В некоторых случаях господин, для того чтобы продемонстрировать свою власть и унизить того или иного человека, стоявшего ниже него на социальной лестнице, раба или свободного человека, мог применить по отношению к нему насилие. Даже когда под влиянием греческой культуры эфебическая любовь получила в Риме среди высших классов большее распространение, она так и не получила того этического и педагогического оправдания, какое имела в Греции; она не регулировалась никакими правилами.
Свободнорожденные мальчики - то есть дети граждан, даже рожденные вне брака, в отличие от того, как это происходило в Греции, ограждались римскими законами от ухаживаний и от любого насилия. Закон наказывал педерастию со свободными мальчиками, даже с их согласия, но не с рабами, не принимавшимися в расчет обществом и законодательной системой; мужская проституция и пассивные сексуальные роли также были запрещены.
В 1 веке н.э. римляне относились к гомосексуализму следующим образом: “Это непристойное действие (пассивная роль в отношениях с другим мужчиной) - преступление для свободного, необходимость для раба и обязанность для вольноотпущенника” (Сенека, Controversiae). Сам факт суда над вольноотпущенником, продолжавшим зависеть от человека, подвергшего его насилию, свидетельствуют о некоторой двойственности закона. Однако свободный человек, имевший отношения с другими свободными, совершал преступление, и магистрат обязан был судить его даже без подачи соответствующей жалобы.
Римская империя также держала на гражданской службе евнухов, несмотря на запреты кастрации, наложенные различными императорами. Хотя обычай кастрации был осужден также церковью, “могущество евнухов” в римском мире на самом деле достигло зенита после принятия христианства во времена Восточно-Римской (Византийской) империи, которая управлялась из Константинополя (Стамбула) в период с 395 по 1435 год. Тысячи молодых людей, подвергнувшись кастрации, поступали на государственную службу, обеспечив империю некоторыми самыми видными министрами, генералами и даже главами церкви. К X веку евнухи взяли верх над нормальными людьми при Византийском дворе, называемом также “раем евнухов”. |