|
В этом году исполнилось 40 лет со дня основания Музея археологии. В 1973 году Музей был открыт при Институте истории, археологии и этнографии имени Ч.Ч. Валиханова Академии наук КазССР по личной инициативе первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Д. А. Кунаева. Объект стал центром хранения и постоянного научного изучения археологических материалов Казахстана. Сегодня музей входит в состав республиканского государственного предприятия “Ѕылым ордасы” (с 2010 года) и продолжает оставаться богатейшим хранилищем древностей Казахстана и является центром исторического просвещения. И не только в республике - Музей провел десятки выездных выставок, которые открыли миру историю Казахстана и его богатого культурного наследия.
Чтобы узнать о наиболее интересных моментах истории создания Музея археологии от специалиста, мы связались с академиком Национальной академии наук Республики Казахстан, доктором исторических наук, профессором, почетным директором Института археологии имени А.Х. Маргулана МОН РК Карлом Молдахметовичем Байпаковым
- Что стало главными причинами создания Музея археологии?
- Начало 1973 года... Поводом для открытия Музея археологии стала предстоящая V конференция писателей стран Азии и Африки, планируемая на сентябрь.
Однако главными причинами стало открытие в 1969-1970 годах при раскопках в кургане “Иссык” Золотого человека - погребение сакской, как выяснилось, царственной особы. Оно было найдено in situ, в непотревоженном состоянии, руки грабителей погребения не коснулись. Поэтому ученым удалось проследить весь погребальный обряд, собрать сопутствующий материал и воссоздать костюм, головной убор, вооружение погребенного. Огромное количество золотых украшений, обшитый золотыми бляшками кожаный короткий кафтан; корона - высокий головной убор, украшенный золотыми фигурками крылатых коней, птицами на деревьях, барсами, фигуркой архара; вооружение - меч и акинак в ножнах; перстни и серьги дали основание исследователю - известному археологу К.А. Акишеву - назвать захоронение Золотым человеком.
Находку в научном мире назвали “открытием века”.
Вместе с реставратором В.И. Садомсковым К.А. Акишев сделал реконструкцию костюма и вооружения Золотого человека. Мир был потрясен этой находкой, свидетельствующей о высочайшем уровне цивилизации, созданной саками - предшественниками казахов. К.А. Акишев, проанализировав находки, сделал предположение, что саки уже имели государство! Эта гипотеза подтвердилась. Одним из аргументов стали находки письменности (серебряная чашечка с 26 буквами), высочайший уровень сакского искусства и наличие социальной дифференциации сакского общества (размеры курганов от рядовых до огромных “царских”).
В 1969 году также начались раскопки города Отрара и создание в 1971 году одной из крупнейших в СССР Южно-Казахстанской комплексной археологической экспедиции. Находки из раскопок показали, что Казахстан в прошлом был не только страной номадов, но и страной городов - это стало одним из ярких достижений археологии.
Безусловно, эти открытия пробудили историческое самосознание народа, стали основой огромного интереса к истокам своей культуры. Идея показать свои исторические корни стала толчком к созданию в Алма-Ате Музея археологии. Он был открыт 30 августа 1973 года и первыми его посетителями стали писатели стран Азии и Африки. Открытие Золотого человека стало своего рода предвестником независимости Казахстана, и закономерно, что спустя два десятилетия крылатые кони-тулпары, украшавшие корону сакского царя, стали элементом Государственного герба Республики Казахстан.
- Какие основные достижения Музея археологии Вы можете отметить сегодня?
- Музей стал хранилищем древностей Казахстана и яркой экспозицией, которые свидетельствовали о высокой материальной и духовной культуре Казахстана, его вкладе в сокровищницу мировой цивилизации. Среди ярких экспонатов - находки из курганов Дандыбай-Бегазинской культуры (А.Х. Маргулан), которые свидетельствуют о том, что Казахстан в эпоху бронзы был одним из центров производства палеометаллов (медь, бронза, золото, серебро) в масштабах Евразийского континента.
- Как обстоят дела сейчас с так называемыми “черными археологами”? Есть утверждение, что их поощряют не только частные коллекционеры, но даже некоторые музеи Казахстана. Что предпринимается для борьбы с ними?
- “Черная археология” - беда науки. Она наносит огромный вред археологии. С этим злом борются с помощью закона. Сейчас идет работа над законом “Об археологическом наследии”. Общественность - все, кому не безразлична судьба нашего культурного наследия, - стоит на охране наших национальных археологических ценностей. И Музей археологии учит дорожить своим прошлым, гордиться им, любить и охранять.
- Какие организации в Казахстане сегодня имеют право заниматься археологическими раскопками (помимо государственных и образовательных учреждений)?
- Археологией в Казахстане, археологической экспертизой имеют право заниматься государственные и частные структуры, получившие государственную лицензию на право работ. Все работы, которые ведутся на основании выданных лицензий, должны быть отражены в научных отчетах, научных публикациях, докладываться на отчетных научных сессиях.
Одним из центров контроля качества проведенных научных исследований является Институт археологии имени А.Х. Маргулана МОН РК.
- Как сегодня обстоят дела с музеефикацией памятников археологии? В частности, интересуют комплекс курганов в Береле, курганов в Чиликтинской долине, а также комплекс в районе Боралдая. Можно ли сказать, что музеефикация этих и других памятников является важнейшим механизмом не только популяризации нашего наследия, но и их сохранения?
- На базе могильника Берел открыт археологический музей-заповедник, проведена консервация раскопанных курганов.
Территория Боралдайского некрополя передана Музею города Алматы, вокруг некрополя поставлено ограждение, территория охраняется. Здесь планируется создать археологический музей-заповедник. Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация. Безусловно, создание музеев-заповедников, археологических парков - одно из самых действенных мероприятий в сохранении культурного наследия и его популяризации.
- Как Вы относитесь к такому утверждению, что основная часть интересных для посетителей музея экспонатов содержится в запасниках? Можно ли что-то изменить и расширить экспозицию центральных музеев Казахстана за счет этих ресурсов?
- Известно, что культурное лицо города определяется количеством театров и музеев. Число их будет расти. В Астане построен новый Национальный музей. Сейчас идет работа над его экспозицией - это важное событие в научной и культурной жизни страны. Необходимо одновременно расширять “старые” музеи, открывая в новых залах новые экспозиции, и увеличивать фонды. Нужны и новые музеи самого разного назначения, и не только в столице и крупных городах.
Беседовал Алан Байтенов |