ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Золотой человеческий фактор Исследования

В этом году исполнилось 40 лет со дня основания Музея археологии. В 1973 году Музей был открыт при Институте истории, археологии и этнографии имени Ч.Ч. Валиханова Академии наук КазССР по личной инициативе первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Д. А. Кунаева. Объект стал центром хранения и постоянного научного изучения археологических материалов Казахстана. Сегодня музей входит в состав республиканского государственного предприятия “Ѕылым ордасы” (с 2010 года) и продолжает оставаться богатейшим хранилищем древностей Казахстана и является центром исторического просвещения. И не только в республике - Музей провел десятки выездных выставок, которые открыли миру историю Казахстана и его богатого культурного наследия.
Чтобы узнать о наиболее интересных моментах истории создания Музея археологии от специалиста, мы связались с академиком Национальной академии наук Республики Казахстан, доктором исторических наук, профессором, почетным директором Института археологии имени А.Х. Маргулана МОН РК Карлом Молдахметовичем Байпаковым

- Что стало главными причинами создания Музея археологии?  
- Начало 1973 года... Поводом для открытия Музея археологии стала предстоящая V конференция писателей стран Азии и Африки, планируемая на сентябрь.
Однако главными причинами стало открытие в 1969-1970 годах при раскопках в кургане “Иссык” Золотого человека - погребение сакской, как выяснилось, царственной особы. Оно было найдено in situ, в непотревоженном состоянии, руки грабителей погребения не коснулись. Поэтому ученым удалось проследить весь погребальный обряд, собрать сопутствующий материал и воссоздать костюм, головной убор, вооружение погребенного. Огромное количество золотых украшений, обшитый золотыми бляшками кожаный короткий кафтан; корона - высокий головной убор, украшенный золотыми фигурками крылатых коней, птицами на деревьях, барсами, фигуркой архара; вооружение - меч и акинак в ножнах; перстни и серьги дали основание исследователю - известному археологу К.А. Акишеву - назвать захоронение Золотым человеком.
Находку в научном мире назвали “открытием века”.
Вместе с реставратором В.И. Садомсковым К.А. Акишев сделал реконструкцию костюма и вооружения Золотого человека. Мир был потрясен этой находкой, свидетельствующей о высочайшем уровне цивилизации, созданной саками - предшественниками казахов. К.А. Акишев, проанализировав находки, сделал предположение, что саки уже имели государство! Эта гипотеза подтвердилась. Одним из аргументов стали находки письменности (серебряная чашечка с 26 буквами), высочайший уровень сакского искусства и наличие социальной дифференциации сакского общества (размеры курганов от рядовых до огромных “царских”).
В 1969 году также начались раскопки города Отрара и создание в 1971 году одной из крупнейших в СССР Южно-Казахстанской комплексной археологической экспедиции. Находки из раскопок показали, что Казахстан в прошлом был не только страной номадов, но и страной городов - это стало одним из ярких достижений археологии.
Безусловно, эти открытия пробудили историческое самосознание народа, стали основой огромного интереса к истокам своей культуры. Идея показать свои исторические корни стала толчком к созданию в Алма-Ате Музея археологии. Он был открыт 30 августа 1973 года и первыми его посетителями стали писатели стран Азии и Африки. Открытие Золотого человека стало своего рода предвестником независимости Казахстана, и закономерно, что спустя два десятилетия крылатые кони-тулпары, украшавшие корону сакского царя, стали элементом Государственного герба Республики Казахстан.
- Какие основные достижения Музея археологии Вы можете отметить сегодня?
- Музей стал хранилищем древностей Казахстана и яркой экспозицией, которые свидетельствовали о высокой материальной и духовной культуре Казахстана, его вкладе в сокровищницу мировой цивилизации. Среди ярких экспонатов - находки из курганов Дандыбай-Бегазинской культуры (А.Х. Маргулан), которые свидетельствуют о том, что Казахстан в эпоху бронзы был одним из центров производства палеометаллов (медь, бронза, золото, серебро) в масштабах Евразийского континента.
- Как обстоят дела сейчас с так называемыми “черными археологами”? Есть утверждение, что их поощряют не только частные коллекционеры, но даже некоторые музеи Казахстана. Что предпринимается для борьбы с ними?
- “Черная археология” - беда науки. Она наносит огромный вред археологии. С этим злом борются с помощью закона. Сейчас идет работа над законом “Об археологическом наследии”. Общественность - все, кому не безразлична судьба нашего культурного наследия, - стоит на охране наших национальных археологических ценностей. И Музей археологии учит дорожить своим прошлым, гордиться им, любить и охранять.
- Какие организации в Казахстане сегодня имеют право заниматься археологическими раскопками (помимо государственных и образовательных учреждений)?
- Археологией в Казахстане, археологической экспертизой имеют право заниматься государственные и частные структуры, получившие государственную лицензию на право работ. Все работы, которые ведутся на основании выданных лицензий, должны быть отражены в научных отчетах, научных публикациях, докладываться на отчетных научных сессиях.
Одним из центров контроля качества проведенных научных исследований является Институт археологии имени А.Х. Маргулана МОН РК.
- Как сегодня обстоят дела с музеефикацией памятников археологии? В частности, интересуют комплекс курганов в Береле, курганов в Чиликтинской долине, а также комплекс в районе Боралдая. Можно ли сказать, что музеефикация этих и других памятников является важнейшим механизмом не только популяризации нашего наследия, но и их сохранения?
- На базе могильника Берел открыт археологический музей-заповедник, проведена консервация раскопанных курганов.
Территория Боралдайского некрополя передана Музею города Алматы, вокруг некрополя поставлено ограждение, территория охраняется. Здесь планируется создать археологический музей-заповедник. Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация. Безусловно, создание музеев-заповедников, археологических парков - одно из самых действенных мероприятий в сохранении культурного наследия и его популяризации.
- Как Вы относитесь к такому утверждению, что основная часть интересных для посетителей музея экспонатов содержится в запасниках? Можно ли что-то изменить и расширить экспозицию центральных музеев Казахстана за счет этих ресурсов?
- Известно, что культурное лицо города определяется количеством театров и музеев. Число их будет расти. В Астане построен новый Национальный музей. Сейчас идет работа над его экспозицией - это важное событие в научной и культурной жизни страны. Необходимо одновременно расширять “старые” музеи, открывая в новых залах новые экспозиции, и увеличивать фонды. Нужны и новые музеи самого разного назначения, и не только в столице и крупных городах. 
Беседовал Алан Байтенов

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение