ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Партнеры против коррупции Исследования

На расширенном заседании правительства 11 октября с.г. глава государства обратил внимание на низкую эффективность реализации в Казахстане такого инструмента, как государственно-частное партнерство (ГЧП). В частности, президент отметил, что ряд областей республики начиная с 2008 года не представили на экспертизу ни одного концессионного предложения. Институты развития, банки, пенсионные фонды, страховые компании в проектах государственно-частного партнерства также активного участия на сегодняшний день не принимают.
Государственно-частное партнерство - это совокупность среднесрочных или долгосрочных взаимоотношений между государственным и частным сектором по предоставлению общественно значимых работ и/или услуг по проектированию, финансированию, строительству, реконструкции, реабилитации, эксплуатации, обслуживанию объектов на условиях соблюдения основных принципов ГЧП

Развитие современной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование экономической системы, является важным условием формирования индустриально-инновационной экономики Казахстана. Учитывая постоянно растущие потребности населения и бизнеса, а также значительный инвестиционный потенциал страны в сфере строительства инфраструктурных и других объектов, вопрос взаимовыгодного сотрудничества государства и частного сектора в этой сфере приобретает особую актуальность.
Одним из действенных механизмов такого взаимодействия является государственно-частное партнерство, зарекомендовавшее себя в международной практике как эффективный инструмент, позволяющий реализовать социально значимые проекты в различных секторах экономики. Доказательством чего является большое количество реализованных проектов в развитых странах. К примеру, в Европейском союзе начиная с 1990 года было реализовано более 1400 проектов, в Великобритании - 920, в Южной Корее - 461. Данные цифры свидетельствуют о взаимовыгодности и привлекательности сотрудничества государства и бизнес-структур.
Широкое внедрение практики государственно-частного партнерства в Казахстане имеет большие перспективы для роста национальной экономики. Более того, ГЧП способно не только содействовать реализации основных индустриальных программ, но и повысить уровень прозрачности взаимодействия государства и бизнеса.
Так, Конвенция ООН против коррупции подчеркивает важность участия частного сектора в повышении транспарентности деятельности государства. На саммите G-20 в Торонто (2010 год, Канада) укрепление государственно-частного партнерства было признано важным условием противодействия коррупции. На седьмом саммите G-20 в Лос-Кабосе (2012 год, Мексика) также отмечалась особая роль бизнеса в борьбе с коррупцией.
alt
Столь широкое признание роли ГЧП в противодействии коррупции связано с тем, что данный механизм позволяет внедрить эффективную систему управления проектами, уменьшающую коррупционный риск. Данный эффект достигается посредством улучшения доступа общественности к информации о проекте и процедуре конкурса, например, за счет создания веб-сайта проекта с указанием конкурсной документации для привлечения компаний к участию в конкурсе и усиления конкуренции. Так, например, характерной чертой австралийского механизма ГЧП является его максимальная прозрачность и открытость. В свободном доступе находится вся финансовая информация по проектам.
Зарубежные агентства, такие как Независимая комиссия против коррупции (Австралия), также советуют на постоянной основе пересматривать законодательство и процедуры, которые учитывали бы пробелы, касающиеся коррупционной составляющей. В дополнение к этому все процедуры реализации проекта должны быть четко прописаны и регламентированы, чтобы исключить любую возможность заключения непрозрачных сделок.
В Казахстане на сегодняшний день практика раскрытия информации по проектам ГЧП не распространена. За исключением центров ГЧП, которые содержат только названия и краткую характеристику проектов, более детальная информация в свободном доступе отсутствует.
В целом для Казахстана ГЧП является относительно новым видом отношений, которые регулируются принятым в 2006 году Законом Республики Казахстан “О концессиях” (далее - Закон).1 Данный Закон определяет правовые условия концессии, виды государственной поддержки концессионера и регулирует общественные отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения договоров как с иностранными, так и отечественными инвесторами.
В связи с выявлением определенных недостатков в деятельности этого Закона 5 июля 2008 года был принят дополнительный Закон Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам концессии”, который позволил лучше согласовать вопросы концессии. Изменения также коснулись Налогового, Бюджетного и Земельного кодексов, законов Республики Казахстан “Об автомобильных дорогах”, “О естественных монополиях”, “О железнодорожном транспорте”, “Об инвестициях”, “Об электроэнергетике” и “О рынке ценных бумаг”.
В дальнейшем в целях улучшения условий для развития и расширения сфер применения ГЧП 4 июля 2013 года глава государства подписал Закон РК “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по внедрению новых форм государственно-частного партнерства и расширения сфер их применения”. Данный законопроект предусматривает реализацию инвестиционных проектов посредством ГЧП в таких областях, как наука, высокие технологии, социальный сектор и жилищно-коммунальное хозяйство. Кроме того, Закон предполагает внедрение новых моделей контрактного ГЧП и новых принципов при передаче объектов государственной собственности в доверительное управление и содержание. Также предусматривается создание привлекательных условий для частного сектора по инвестиционным проектам, имеющим социальную направленность, деятельность которых не предусматривает извлечение прибыли, путем возмещения не только инвестиционных, но и эксплуатационных расходов концессионера и выплаты вознаграждения. Изменения, в свою очередь, коснулись и системы конкурсного отбора потенциального реализатора проекта, которая будет осуществляться в два этапа.
Помимо этого в Казахстане реализуется Программа по развитию государственно-частного партнерства на 2011-2015 годы.
Сегодня посредством ГЧП реализуются многие проекты в рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (предусмотрена реализация 15 проектов ГЧП в год на общую сумму свыше 900 миллиардов тенге к 2015 году), Государственной программы по развитию образования РК на 2011-2020 годы, Транспортной стратегии РК до 2020 года, Государственной программы развития здравоохранения РК “Саламатты Ћазаћстан” на 2011-2015 годы.
На сегодняшний день в стране функционирует два центра по вопросам государственно-частного партнерства: АО “Казахстанский центр государственно-частного партнерства” (далее - Центр ГЧП), единственным акционером которого является правительство РК в лице Министерства экономического развития и торговли, и АО “Региональный центр государственно-частного партнерства Карагандинской области” (далее - Региональный центр), единственным владельцем которого является акимат Карагандинской области.
В обязанности данных центров входит развитие государственно-частного партнерства, разработка концессионных проектов, рассмотрение конкурсной документации по объектам концессии, обеспечение высокого качества технико-экономической экспертизы, разработка рекомендаций для уполномоченного органа и заинтересованных государственных органов по совершенствованию институциональной системы в области ГЧП, а также другие виды аналитической и экспертной деятельности.
По состоянию на 2012 год Центром ГЧП полностью реализованы и введены в эксплуатацию следующие проекты: в 2008 году - железнодорожная линия станция Шар - Усть-Каменогорск, в 2009 году - пассажирский терминал международного аэропорта Актау и межрегиональная линия электропередачи Северный Казахстан - Актюбинская область, в 2011 году - железнодорожная линия Коргас - Жетыген.
В настоящее время на стадии разработки ТЭО концессионного проекта находятся следующие проекты:
* Строительство и эксплуатация линии легкорельсового транспорта в г. Алматы.
* Строительство и эксплуатация исправительного учреждения на 1500 мест в Карагандинской области.
* Строительство и эксплуатация 6 поликлиник и больниц в гг. Караганде, Семее, Усть-Каменогорске, Шымкенте, Алматы.
* Строительство и эксплуатация 8 паркингов в г. Астане.
* Строительство и эксплуатация железнодорожной линии Зыряновск - Майкапчагай.
* Расширение Актауского международного морского торгового порта в северном направлении. Строительство сухогрузных причалов и объектов инфраструктуры.
* Реконструкция автомобильной дороги Уральск - Каменка - граница Российской Федерации (на Озинки).
* Строительство и эксплуатация детских садов в гг. Усть-Каменогорске и Семее.
* Строительство и эксплуатация Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД).
Также, по данным Центра ГЧП, на стадии финансового закрытия находятся следующие проекты:
* Строительство и эксплуатация газотурбинной электростанции в г. Кандыагаше Актюбинской области мощностью 127 МВт.
* Постройка железнодорожной линии Ералиево - Курык. Стоимость строительства линии, протяженностью 14,4 километра, составляет 8,1 миллиарда тенге.
* Строительство и эксплуатация комплекса детских садов г. Караганды.
На стадии разработки конкурсной документации находятся проекты по строительству и эксплуатации автовокзала в г. Актау и железнодорожного вокзала на станции Мангышлак (Тамак) Мангистауской области. Находится на стадии конкурсных процедур проект по строительству и эксплуатации комплекса детских садов в г. Темиртау.
Таким образом, растущее количество реализуемых проектов говорит о широкомасштабности программы ГЧП, которая уже дала свои первые результаты не только в виде готовых объектов инфраструктуры, но и в обеспечении населения новыми рабочими местами.
Тем не менее среди недостатков развития государственно-частного партнерства в Казахстане можно отметить низкую региональную активность по внедрению проектов. Так, на сегодняшний день в 7 областях Казахстана по-прежнему не реализуется ни один проект. Данный факт главным образом объясняется отсутствием должной институциональной основы в каждой отдельной области страны. В этой связи показательным является пример Регионального центра ГЧП в г. Караганде, создание которого позволило осуществить ряд проектов, направленных на социальные нужды населения.
По аналогии создание центров ГЧП в каждой области Казахстана, владельцами которых станут областные акиматы, позволило бы решать широкий спектр проблем. Обязанности и сферы влияния республиканского и региональных центров можно разделить по отраслевому направлению и масштабу реализуемых проектов. Эффективность такого разграничения позволила бы областным центрам ГЧП, имея более четкое представление о ситуации в регионе и находясь в непосредственной близости от объекта договора, достичь более высоких результатов в короткие сроки, чем это смог бы сделать республиканский Центр ГЧП.
Реализация проектов региональными центрами должна начаться с отраслей, в которых у Казахстана уже есть опыт, и постепенно переходить к новым сферам применения ГЧП. Важно наладить тесное сотрудничество как между областными центрами ГЧП, так и способствовать установлению международных контактов с передовыми институтами в этой области. Учитывая долгосрочность концессионных соглашений и большой объем инвестиций, переход к новым отраслям должен вестись с учетом мирового опыта в осуществлении подобных проектов.
Однако создание таких центров сопряжено с определенными препятствиями, одним из которых является нехватка квалифицированных специалистов в области ГЧП как в государственном секторе, так и в частной сфере. Таким образом, одной из приоритетных задач в области развития механизма ГЧП в РК является подготовка высококвалифицированных кадров.
В зарубежных странах часто используется практика преподавания курса государственно-частного партнерства в экономических вузах. При этом методика преподавания данного учебного курса разрабатывается государственными центрами ГЧП. Подобный курс включает в себя передовой опыт, схемы государственно-частного партнерства, а также перспективы развития в конкретной стране. Преподавание ГЧП как учебной дисциплины позволяет готовить специалистов, которые после окончания вуза смогут применить успешный международный опыт и базовые принципы к условиям своего региона.
На сегодняшний день только в одном университете Казахстана - в Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева - для бакалавров четвертого курса ведется такой курс. Однако, учитывая растущие потребности национальной экономики в специалистах, одного учебного заведения явно недостаточно.
В заключение следует отметить, что развитие ГЧП в Казахстане, учитывая масштабы реализуемых индустриальных проектов, безусловно, имеет существенные перспективы. Более того, при определенных условиях данный механизм способен сформировать прозрачную среду для взаимодействия государства и бизнеса, противостоять росту коррупции и теневой экономики. Вместе с тем успех во многом будет определяться тем, сможет ли государство создать должную законодательную и институциональную базу для эффективного функционирования ГЧП.

Евгений Хон, научный сотрудник КИСИ при президенте РК

1 Первый закон “О концессиях в Республике Казахстан” был принят 23 декабря 1991 года. Он состоял из 22 статей и был призван урегулировать организационные, экономические и правовые условия предоставления объектов в концессию только иностранным инвесторам на территории Республики Казахстан. Однако 8 апреля 1993 года данный закон был отменен.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
благодарю за столь серьезную и  содержательную информацию. 
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение