ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Светоч национальной идеи, или Герой, разваливший страну? Исследования

Ботагоз Сейдахметова
В Грузии новый президент. Нынешней осенью 2013 года “старый” президент практически сложил все свои полномочия, которые получил после “революции роз” в 2004 году. Напоследок Михаил Саакашвили успел присвоить первому президенту Грузии Звиаду Гамсахурдиа звание национального героя Грузии.
По словам Михаила Саакашвили, “Звиад Гамсахурдиа был светочем национальной идеи, боролся за нее, и мы обрели эту свободу”. Между тем имя Звиада Гамсахурдиа для большей части грузин связано с развалом страны, потерей части территорий, таких как Южная Осетия и Абхазия. Вместе с тем в Грузии есть и сторонники Гамсахурдиа, которых называют “звиадистами”

Это решение уходящего в историю третьего грузинского президента - еще одно подтверждение того факта, что все в этом мире относительно. Подтверждение утверждения о том, что нет ничего в политике абсолютного. Нет абсолютных понятий, “что такое хорошо” и “что такое плохо”. Нет абсолютных политических героев, нет абсолютных политических злодеев. Террористы часто остаются в интерпретации одних историков героями. Самый яркий пример такого героя - Владимир Ильич Ленин, который считал красный террор “вполне правильной революционной инициативой масс”.
Вот пример, более близкий к нам по времени - покойный лидер Палестины Ясир Арафат, который в истории останется, с одной стороны, как главный террорист ХХ века, а с другой - лауреат престижной Нобелевской премии мира.
Вот и личность Звиада Гамсахурдиа не так однозначно героизирована самим грузинским народом. Впрочем, не все так однозначно и в отношении оценки личности и политического веса Михаила Саакашвили: еще вчера он был героем той “розовой революции”, еще вчера его возносил не только народ Грузии, но и политические тяжеловесы за океаном и в целом на Западе. После грузино-российского военного конфликта 2008 года в глазах российских политиков и экспертов он все больше выглядел неадекватным человеком.
Впрочем, про третьего президента Грузии поговорим в другой раз.
Сегодня вспомним первого президента постсоветской Грузии Звиада Гамсахурдиа.

Аристократ
и диссидент

Звиад Гамсахурдиа родился в Тбилиси в 1939 году в непростой грузинской семье. Мать - Миранда - из княжеского рода Палавандишвили, отец Константин - потомок дворянского рода Гамсахурдиа и известный грузинский писатель. Впрочем, для Грузии княжеские и дворянские корни редкостью не были и в советское время, ведь это практически единственная республика СССР, откуда по какой-то причине не бежали дворяне, и где народ сохранил свой язык, а русский не стал основным. Так что таких “непростых” семей в Тбилиси всегда было немало.
В 15 лет Звиад вместе с верным товарищем Мербом Коставой (кстати, Саакашвили его тоже сделал национальным героем) основал подпольную организацию “Горгаслиани”. Это была середина 1950-х годов, то есть для СССР довольно благостное время - война закончилась, и люди радовались мирной жизни с ее простыми радостями. Радости были бесхитростными и понятными: простая еда, стабильность, выраженная 8-часовым рабочим днем, авансами, получкой, 13-й зарплатой в конце года, как вознаграждение за то, что еще один год жизни позади, и даже почти обязательными премиями. Материальные радости выдавались порциями, а потому особенно были дороги и ценны.
Потому некая подпольная деятельность как попытка противостоять стандартной и немудреной жизни была присуща многим мажорным мальчикам из благополучных советских семей. Так что к 17 годам Звиад уже набрал солидный опыт революционера и принял самое непосредственное участие в событиях 5-9 марта 1956 года в Тбилиси вместе с соратниками из “Горгаслиани”. Напомню, что в марте 1956 года грузинская столица вышла на массовые демонстрации протеста в связи с историческим докладом Никиты Хрущева, разоблачавшим культ личности Сталина. Демонстранты требовали отставки Хрущева, формирования нового правительства и даже выхода Грузии из состава СССР. Напомню, что это был 1956 год. Казалось бы, самые благополучные для имиджа СССР времена.
Мирные митинги продолжались пять дней, а 9 марта в Тбилиси были введены войска. При подавлении бунта, по официальным данным, погибли 15 человек, более 50 человек были ранены, 200 человек арестованы. По воспоминаниям очевидцев, в толпу демонстрантов, у которых в руках были портреты Сталина и плакаты с лозунгом “Не допустим критики Сталина!”, стреляли из пулеметов, давили танками.
Наиболее активные участники того грузинского бунта 1956 года тут же попали в зону особого внимания КГБ СССР. Звиад и его команда были задержаны в декабре 1956 года и привлечены к уголовной ответственности, а в апреле 1957 года всех приговорили к различным срокам наказания - от трех по пяти лет условно - и освободили детей из-под стражи в зале суда.
Но на этом устрашения зарвавшейся молодежи не закончились, и в 1958 году Звиада, которому уже исполнилось 19 лет, арестовали за распространение антикоммунистической литературы и поместили на полгода в... психиатрическую больницу.
Все эти юношеские метания и поиски себя не помешали парню из хорошей семьи получить высшее образование - в 1961 году Звиад Гамсахурдиа закончил обучение на факультете западноевропейских языков Тбилисского государственного университета и стал филологом со знанием английского, французского, немецкого и, конечно, грузинского и русского языков. И довольно удачливым. Не прошло и десяти лет, как он становится членом Союза писателей Грузии. Между прочим, престижный статус в Советском Союзе, который открывал многие заветные двери.
Кроме того, в 1965 году Гамсахурдиа стал членом церковного совета тбилисского храма Сиони.
В 1974 году Звиад Гамсахурдиа создал “Инициативную группу защиты прав человека в Грузии”. В середине 1970-х годов, да, собственно, и сегодня, такая деятельность в странах бывшего Союза носила спорный характер. Правозащитники и сегодня приравниваются властями чуть ли не к агентам вражеского влияния. В советское время таких оппозиционеров власти называли диссидентами.
Собственно, смысл слова “правозащитник” и включает в себя ключевое выражение, которое и решает его судьбу в любом тоталитарном государстве - это человек, который мирными способами защищает права человека “от произвола государственных структур или должностных лиц”.
Грузинские правозащитники тесно общались с московскими соратниками. Собственно, это и позволило в столичном (тогда это была Москва) правозащитном бюллетене “Хроника текущих событий” сообщать о событиях в советской провинции, коей была в том числе и Грузия.
Гамсахурдиа, как правозащитник, стал автором ряда самиздатовских работ, членом советской группы Amnesty International (Международная амнистия). В частности, его публикации касались таких вопросов, как пытки в следственных изоляторах над заключенными, которые попали в тюрьмы по делам, связанным с экономическими преступлениями.
Последнее место, где он выступал в качестве диссидента, - член-учредитель Грузинской Хельсинкской Группы - он занимал чуть более года: с января 1976 года по апрель 1977 года, пока не был арестован вместе с товарищем юности Мерабом Костава. К тому времени ему исполнилось уже 37 - 38 лет, казахи сказали бы, что все произошло согласно логике мушел-жаса, то есть возраста кардинальных перемен, наступающих каждые 12 лет у любого смертного. А такого яркого и активного человека, каким был молодой Звиад Гамсахурдиа, и подавно не могла судьба цикла обойти стороной. Мне так видится, во всяком случае.
Почему это было последнее место в его диссидентской биографии? Видимо, грузинские власти сумели переломить его волю, потому как в 1978 году, спустя год после ареста, Звиад Гамсахурдиа выступил с покаянным заявлением по грузинскому телевидению. В результате чего уже к лету следующего года Указом Президиума Верховного Совета Грузинской ССР Гамсахурдиа был помилован.
Жизнь потекла вновь по традиционному руслу реки под названием “жизнь советского интеллигента”. После выхода на свободу он получил место старшего научного сотрудника в Институте грузинского языка.
К слову, его верный товарищ Мераб Костава продолжал отбывать заключение в Сибири и был освобожден только в 1987 году в возрасте 48 лет (тоже мушел-жас). Через два года после освобождения Костава погиб при невыясненных обстоятельствах в автомобильной катастрофе, через полгода после Тбилисских событий, в которых принимал непосредственное участие.
В 1978 году Гамсахурдиа и Костава были номинированы на Нобелевскую премию мира Конгрессом США.

alt

Звиаду Гамсахурдиа было суждено стать первым президентом Грузии и первым свергнутым постсоветским лидером страны

Тбилисские события

Перестройка Горбачева, начатая как демократические реформы в Советском Союзе, тут же обнажила массу замаскированных проблем, которые годами накапливались в советских республиках. И до сих пор о существовании многих внутренних проблем советские люди не подозревали усилиями мощной советской пропаганды, которая внушала всем миф о дружбе народов.
9 апреля 1989 года в новейшей истории Грузии сохранилось под названием “Тбилисские события”. На деле в атмосферу митингов протеста против советской власти, на фоне обострения грузино-абхазских отношений, была втянута вся Грузия, в которой Абхазская Автономная Республика еще была ее законной частью. Самые крупные митинги прошли в Тбилиси и Сухуми, ведь тбилисские события начались именно на фоне конфликта между грузинами и абхазами. Абхазы выдвинули предложение выйти из состава Грузинской ССР, куда вошли в 1931 году не по собственной воле. Попытки выхода из состава Грузии предпринимались этническими абхазами несколько раз уже после смерти Сталина - в апреле 1957 года, в апреле 1967 года, в мае и сентябре 1978 года.
Между тем именно в период правления Сталина Абхазия превратилась во “всесоюзную здравницу”, здесь находились самые популярные курорты.
Очередной большой сход этнических абхазов, численность которых к этому времени значительно сократилась по сравнению с грузинским и русским населением, и привела к событиям в Тбилиси в 1989 году.
Накануне событий, 4 апреля, грузинскими националистами был проведен бессрочный митинг. Во главе националистов стояли Звиад Гамсахурдиа и Мераб Костава, кроме того, Ираклий Церетели и Георгий Чантурия. Именно они провоцировали вооруженный формат мероприятия, даже был создан так называемый “Легион грузинских соколов”. “Соколов” поддерживали бывшие воины-“афганцы”, спортсмены. Говорят, они были вооружены не только цепями, камнями и прутьями, но даже огнестрельным оружием. Лозунги, с которыми выступали все эти люди на главной площади Тбилиси, звучали весьма провокационно: “Долой коммунистический режим!”, “Долой русский империализм!”, “СССР - тюрьма народов!”, “Долой Советскую власть!”.
Один из известных грузинских публицистов Гайоз Эрадзе считает, что национальная карта была разыграна спецслужбами СССР, и при наличии русского шовинизма, “бесспорно, тут же и должен был проявиться и молдавский, эстонский, литовский, грузинский и т. д. шовинизм”. По его словам, “они должны были действовать в определенных рамках, так, чтобы не мешать в запланированных процессах распада или, скорее всего, переформирования Советского Союза”.
Между тем центральная власть в ответ отправила в Тбилиси силы МВД и Минообороны. Кроме того, в ночь с 7-го на 8 апреля 1989 года в Тбилиси были переброшены 4-й мотострелковый полк дивизии Дзержинского (650 человек), находившийся в тот момент на ликвидации последствий землетрясения в Спитаке, 345-й полк ВДВ из Кировабада (440 человек), бойцы Пермского и Воронежского ОМОНов (160 человек) и 450 курсантов Горьковской высшей школы МВД СССР.
Президент СССР Михаил Горбачев принял решение отправить в Тбилиси чрезвычайных эмиссаров центра - члена Политбюро грузина Эдуарда Шеварднадзе и секретаря ЦК Георгия Разумовского. К вечеру 8 апреля ситуация была накалена до предела, и грузинские власти приняли решение ответить. В частности, председатель Совета Министров Грузинской ССР Зураб Чхеидзе издал предписание республиканскому МВД “с привлечением военнослужащих внутренних войск и Советской армии принять меры по удалению митингующих с территории, прилегающей к Дому правительства”.
В ходе разгона митинга погибли 16 человек, тысячи человек пострадали. Был объявлен 40-дневный траур по погибшим.
Это был первый серьезный знак не столько для Тбилиси, сколько для центральной власти - отныне Грузия перестала быть одной из тихих провинций Советского Союза.
Правительство Грузинской ССР после беспорядков в Тбилиси было вынуждено подать в отставку. Против главных организаторов - Гамсахурдии, Коставы, Церетели и Чантурии - прокуратура Грузии возбудила уголовное дело. Но уже 5 февраля 1990 года уголовное дело было прекращено “ввиду изменения обстановки”.
Сегодня трагические события 9 апреля 1989 года в Тбилиси в Грузии вспоминают особо. Грузины считают, что с этого дня начался процесс консолидации грузинского общества вокруг идей национальной независимости, восстановления грузинской государственности. И за всем этим стоял Звиад Гамсахурдиа с соратниками. В нынешней Грузии 9 апреля - День национального единства, гражданского согласия и памяти погибших за родину в Грузии.
alt
Первый президент
Грузии

После тбилисских событий политические перемены в Грузии было уже трудно остановить. Героями страны в одночасье стали главные вдохновители событий во главе с Звиадом Гамсахурдиа.
И первая главная перемена случилась 31 марта 1991 года, когда на референдум о восстановлении государственной независимости Грузии пришло более 90 процентов грузинских избирателей, и 98,93 процента из них выступили за независимость Грузии.
Одновременно с официальным восстановлением государственной независимости была учреждена должность Президента Республики Грузия.
26 мая 1991 года состоялись всеобщие президентские выборы, победу на которых ожидаемо одержал Звиад Гамсахурдиа. Он набрал 87 процентов голосов.
Но на высокой должности Гамсахурдии было суждено служить меньше года. 6 января 1992 года он был свергнут. Свержение носило совсем не мирный характер, а само требование немедленной отставки Гамсахурдии поддержали лидеры 25 политических партий. Известно, что две недели на проспекте Руставели шла настоящая война с использованием артиллерии и танков. Вот так страна изгоняла вчерашних героев.
По одной из версий, причиной свержения первого президента стало его решение о роспуске и разоружении Национальной гвардии. Кроме того, современники критикуют его за авторитарный стиль правления.
Так, заместитель директора Института демографии и социологических исследований Академии наук Грузии Реваз Гачечиладзе в 1992 году в одной из своих статей писал о правлении Звиада Гамсахурдиа, что тот закрыл доступ на телевидение и радио лицам, выражающим мнение, не совпадающее с мнением власти, ужесточил контроль над СМИ. Кроме того, первому президенту Грузии вменяют в вину незаконные арест и длительное содержание под стражей политических заключенных, которым предъявлялись абсурдные обвинения в уголовных преступлениях. И все же главное обвинение в адрес Гамсахурдиа - это разжигание этнических конфликтов, в результате которых беженцами стали как осетины, так и грузины. “Гамсахурдиа предпочитал рубить сплеча гордиевы узлы национальных проблем, отнюдь не будучи Александром Македонским, - писал Реваз Гачечиладзе. - Противопоставление частей нации друг другу по признакам “провинция - провинция”, “село - столица”, “народ - интеллигенция”, вплоть до такой бессмыслицы как “женщины против мужчин”.
Ставший и. о. премьер-министра военного совета Грузии Тенгиз Сигуа заявил после свержения первого президента страны: “Гамсахурдиа не может принимать участия в последующей политической жизни, поскольку он является государственным преступником, а также психически нездоровым человеком. По этой же причине он не может предстать перед судом. Есть медицинские заключения, датированные 1950, 1956 и 1977 годами. Пять из шести врачей, дававших заключение о психически ненормальном состоянии Гамсахурдиа, живы и готовы подтвердить свой диагноз”.

Печальный итог
героя

После свержения Звиад Гамсахурдиа был вынужден бежать из страны. После возвращения на родину 24 сентября 1993 года Гамсахурдиа возглавил в Зугдиди (это Западная Грузия), так называемое “Правительство в изгнании”. Собственно, этот шаг и стал началом гражданской войны в стране, которая окончательно расшатала ситуацию и только укрепила сепаратистские настроения не только в Абхазии, но и в Южной Осетии.
31 декабря 1993 года он погиб в селе Дзвели Хибула в горной области Самегрело при невыясненных обстоятельствах.
Звиад Гамсахурдиа остается до сих пор весьма противоречивой фигурой для Грузии. Его считают политиком, который спровоцировал ухудшение отношений Грузии с Россией, политиком, который потерял территории Грузии, первым среди новых руководителей союзных республик объявил о выходе Грузии из состава СССР. С другой стороны, для звиадистов он остается “светочем национальной идеи”.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение