|
Сагымбай Козыбаев
Обретение голоса
Сегодня “узун-кулак” излишен. Наша пресса и так дает обильную пищу. Вот и небезызвестная в России Алла стала матерью. В стране сопредельной - радость. Даже восторженное ток-шоу этому посвятили. А в нашей сельской глубинке очередная малолетка выходит в это время замуж в двенадцать лет. Искать спасение в замужестве девочку заставили неординарные отношения с матерью-алкашкой. Жизнь многолика.
К такой “фронтовой” хронике наших дней мы уже привыкли. Вокруг много страшного, этические понятия перевернулись. Но надо ли к такому привыкать? И что делать?
Прочитал проникновенное интервью белорусской писательницы Светланы Алексиевич. Прожила она несколько лет в Швеции. Завершила последнюю из пяти книг цикла “Красный человек. Голоса утопии”. Труд ее вышел одновременно в России, Германии и Швеции. Лауреат десятка различных профессиональных премий. Словом, нерядовой писатель.
Я не знаком с ее творчеством. О чем сожалею. Судя по интервью, книга “Красный человек” - это наше вчерашнее, советское, ностальгически воспринимаемое старшим поколением. Оно не отпускает. Оно - внутри нас, это “красное”. Но книга эта и о настоящем - диких, агрессивных, лишенных равенства, братства душ, взаимоотношениях.
Подлинно творческий человек не может быть равнодушным к окружающему его миру. И это ощущается в интервью.
“Увидев на индийском базаре голодных детей, возвращаюсь потрясенная в отель, - делится писательница. - А моя близкая подруга-профессор прошла мимо как ни в чем не бывало и спокойно объяснила: “Ошибка родителей, не просчитавших, что они не смогут прокормить детей”. А я - и это мой внутренний “красный человек” - не могу их видеть. Как не могла в 1990-е годы смотреть на старенькую учительницу, покупавшую в магазине... одно яйцо. И надо было помочь так, чтобы не обидеть ее”.
Такое неравнодушие, уверен, исходит от внутреннего, заложенного, выращенного на проповедях прекрасных идей.
“Помню, - продолжает писательница, - как в советском детстве мне, дочке директора школы, было стыдно ходить с импортным портфелем. Я поставила его и сказала: “Нет, больше не пойду.” Не потому, что я такая хорошая, нет. Общий дух был такой - дух высокого равенства”.
Было это? Да, еще как.
...Напарник дочери по школьной парте дал ей списать домашнее задание. Но... за деньги. Оплата за товарищеские, привычные услуги? И в начальных классах? Был в шоке, узнав, что это не единичный случай, а устоявшееся правило, со своей таксой. “А чего вы удивляетесь - говорит учительница, - уже с первого класса делятся на стайки по принципу, у кого какой мобильник и одежки”.
В обществе, потерявшем этические нормы и расслоившемся донельзя, необходимо сопереживание. Соучастие и неравнодушие. Возвращение духа высокого равенства.
Ай, сомневаюсь. Не опоздали ли?..
Дорога к Бельгеру
“Потихоньку шкрябаю пером” - мне по нутру это, не лишенное скромности, высказывание Герольда Карловича Бельгера в его поистине абаевских “Плетеньях чепухи”. Корни мудрости в его заметках идут от реалии бытия, разнобокой сегодняшней жизни, наблюдения над явлениями и суетой повседневности, не всегда радужной.
В этом сократовском взгляде на жизнь ощущаются именно бельгеровское сострадание, доброта и сопереживание. Писатель, как никто другой, знает, что доброта должна быть по-евтушенковски, с кулаками. То есть небезучастная. А слово - тоже Дело, может, поможет?
Еще как! Запомните, пожалуйста, это, именно его, бельгеровское слово! Оно ведь как алмаз, жолда жатпайды.
“Шкрябанье пером” - символ трудяжничества. Причем ежедневного, иначе цепь прервется. Виртуозное владение словом, как смычком скрипки, - все же дар божий. Кажется - с годами пишется легко. Ну не то, что легко, нет. Просто слова находишь единственно нужные, верные. Как говорится, точно в бровь. Литературные муки - сплав таланта, опыта, жизненной мудрости, тех же личных качеств - доброты, человечности и прочего, веры в себя. Слово, как мотылек, летит себе, а попробуй поймать. Слово - шайтан, может запросто присниться во сне. Причем глубокой ночью. Что тогда? А не ленись, встань и зафиксируй. Эх, братцы, нелегкое это дело. Сну и здоровью во вред.
Имя Бельгера носят сегодня некоторые казахские мальчуганы. Представьте себе, к примеру, Бельгера Оспанџлы. Это признание простого люда. Керемет. Тие берсін! Наш брат, журналист, причисляет его к своей “мафии”. Высокий накал публицистики Бельгера - ориентир подлинного мастерства. Это признание профессионального клана. Таѕы да тие берсін!
Сколько написано Гер-аѕа - об этом его биобиблиографические указатели. Био - биография, его книги. Библиография - о нем другими устами. И того, и другого - уйма. Хватит на несколько праведных жизней. Указатели, носящие конкретные названия, - “Бремя будней”, “Резюме”, сам Бельгер называет отчетами. Не по правилам. Однако очень уж верно, ибо это отчет, прежде всего, перед самим собой - что сделано за человеческий век? И в этом весь Бельгер, вот вам, дескать, моя кладовая - берите, учитесь, заимствуйте.
Тропа к дому батыра Герольда на Кабанбай батыра в южной столице многим известна. Идут за советом, напутствием, дарят свои книги и опусы. Насколько знаю - он не отказывает в малости. Но имеет на все свое мнение. Ему не указ ни царь, ни Бог, указ лишь - веление честного сердца. Надо - скажет прямо, без обиняков. Пятколизы и лизоблюды посмертно им припечатаны. Казахский аналог? Пошукайте у него самого.
Бельгер, конечно, не благотворительная организация. Его скромный мастерок - слово. “Ай, поможет ли оно”, - сомневается порой писатель.
Что на это ответить? Слово, все-таки - вещь серьезная. И лечит. И калечит. И возвышает. И низвергает. Ставит все на место. А коль назидательно - еще впрок и сегодняшним, и потомкам. Особенно, когда “гутарит” білгір Бельгер. Халыћ, Герольд Карлович, тыѓдаушы ѕана емес, алды-артты ойлайды ѕой.
Признание в любви к Бельгеру - не грех. Просто не каждый из нас это может выразить. Сделала сие успешно наша общая ученица Жанна Ескуат, посвятив себя бельгеровской теме и издав в формате ЖЗЛ книгу о нем. Многие из “зиялы ћауым” - коллеги, друзья и собратья по цеху посвятили ему стихи. “Герольдизм духа” - назвал и я одно из ранних эссе, к общенациональной патриотической мысли применив данную категорию.
Дорога к Бельгеру... Светла и возвышенна. Нежна и осмысленна. Для кого-то и кому-то - крута и извилиста.
Дорогого сия дорога стоит...
Свой - чужой
В “Новом поколении” 14 марта нынешнего года я опубликовал эссе “Иго”, где подверг сомнению наличие в истории татаро-монгольского ига. Оно вызвало резонанс и у московских коллег. И вот узнаю: Минобрнауки России продвигает новый учебник по истории, где татаро-монгольское иго будет именоваться отныне “системой зависимости русских земель от ордынских ханств” (АиФ, 2013, №43, октябрь). Бедные ученики, которым предстоит знакомство на долгие лета еще с одной системой. Нет, чтобы прямо - не было ига.
В любом случае, факт налицо, признали все же, что термин “иго” носит “явно негативный, уничижительный характер” (подчеркнуто нами - С.К.). Новоиспеченные российские ученые мужи заодно признали - “от монголов Россия заимствовала систему государственности”. Полагаю, скрепя сердце.
На заре нашей независимости по линии ЮСИА был приглашен в США. По гостевой визе. В программе значилось посещение негритянской (точнее афроамериканской) школы. Кажется, в штате Теннесси. Это была обособленная школа для черных обитателей Америки. Мой гид, бывший советский еврей, был недоволен этой частью программы и не скрывал своего презрения к цвету кожи моих визави - младшеклассников, тепло встречавших “какого-то гостя, с какого-то “стана”. В Америке про нас и сейчас, честно говоря, не так знают. Кроме, очевидно, лиц, связанных обоюдными делами.
С той встречи запомнил тепло детей. Безгрешных, чистых. Столь же сладостных. Сейчас, спустя годы, думаю, что проблема дискриминации в “благословенных” США все же подспудно есть.
Тема эта - “свой - чужой”, “цвет кожи и разрез глаз” - на бытовом уровне очень живуча. В России, знавшей, как никто, что такое фашизм, ныне появилось немало последователей коричневой чумы. Это реальная, а не виртуальная сила. Печально это. Стараюсь без надобности не ездить в Москву. В последний раз был проверяем в течение одного дня неоднократно, хотя не ношу ни бороды, ни чалмы, имею профессорский чин, знаю русский прилично и выгляжу вроде цивильно, да и Москву знаю, как свой дом. К казахам - приезжим отношение еще сносное. Но паспорт ведь вы будете каждый раз совать.
Недавние события в подмосковном Бирюлеве (убийство местного нелегалом-азербайджанцем) подняли волну очередной фобии - во всем виноваты приезжие: гастарбайтеры, мигранты, нелегалы, дворники (даже кличку придумали “метлошуршатели”), златозубые, извините, черно...ые и тому подобное.
В России постоянно находятся 11 миллионов мигрантов. Из них пять миллионов - нелегалы. Это второе место после США в мире по количеству мигрантов. К “старшему брату” хлынули жители обнищавших соседних с нами республик - 2,7 миллиона узбеков, 1,2 миллиона таджиков, шестьсот тысяч киргизов. По шестьсот тысяч - армян, азербайджанцев.
Среди трудовых гостей России теперь и шестьсот тысяч казахов. Этой цифрой, официально озвученной на днях “Аргументами и фактами”, первоначально был ошарашен. Стал осмысливать. Недоверие к факту постепенно прошло. Да чего уж - не верить, если в Сирии даже среди боевиков, как оказывается, - наши сограждане. Да еще с женами и детьми.
Миграция - общемировая проблема. Разумное ее решение нашли в Японии, где использование иностранцев в сфере физического труда и на простых работах вообще запрещено. В Австралии - депортация мигрантов на острова в спецзоны для принудительных работ. В Германии, давшей в свое время туркам гражданство. В России, что предпримут, не известно. “Ищем, братцы”.
Любые недоразумения разрешимы, коль будет согласие. Понимание общих корней. Общей культуры. Уважение к своей прошлой и настоящей истории. Ее верная оценка.
...Нет плохих народов и этносов. И раздираемый ныне мир неделим, как и встарь...
Кусок Алтая
В новые времена частичку отчего дома - Алтая - отдали китайцам. Дипломатия - удел мудрых правителей. История сама рассудит правомерность такого шага.
Споры на эту тему не утихают. Да и понятно: территориальная целостность - основа живучести любого государства. Кого это может оставить равнодушным? Земля - и кинжал, и серп.
Притязания на чужие земли... Чем это заканчивается, примеров уйма - Карабах, Балканы, Кашмир, Тимор, Фолкленды... Эту небезопасную тему стали муссировать в последнее время шовинисты разных мастей и в отношении Казахстана.
Эти одиозные фигуры известны с начала 90-х годов, когда бывшие союзные республики стали расползаться по своим сусекам. Жириновский, Солженицын, Лимонов, казачьи лидеры... Имя этому явлению - сепаратизм.
Выполз нынче на арену и некий Егор Просвирин, лидер “новых правых”. Появилось в России и такое движение наряду с неофашистами. На страничках в Facebook сайта “Спутник и Погром” ими опубликована карта Казахстана. Северный весь Казахстан там в составе “будущего российского государства”. О ля-ля...
Какова же программа этого Просвирина? Отвечая корреспонденту на вопрос “какие пути присоединения этих земель вы видите?”, он не исключает и силового приема.
Газета “Ашыћ Алаћ”, озвучившая это интервью (2013, №33), напоминает общеизвестное о том, что сепаратисты в России не всегда ограничивались подобными выпадами. В середине 90-х, например, скандальный писатель и лидер ныне запрещенной в России Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов при поддержке местных казаков планировал восстание в тогда еще Кокшетауской области. Однако “революционеры” были своевременно нейтрализованы казахстанскими спецслужбами. А в 2001 году Лимонов и несколько его соратников были задержаны уже российскими спецназовцами в Горном Алтае, где они планировали создать партизанскую базу для вооруженных вылазок на территорию Казахстана. По обвинению в хранении оружия и создании незаконного вооруженного формирования все они получили различные тюремные сроки.
Если все это вспоминать - разговор долгий. И что же? Отмолчимся вновь?
У себя, в Казахстане, мы без устали говорим об общности, трубим о равноправии разных этносов, подчеркиваем интернациональную сущность нашего многовековья. Нынче, в октябре, в национальной библиотеке в Алматы общественности презентовали еще одну работу, подтверждающую это. Коллега Сейдахмет Куттыкадам в своей новой книге “Дао Алтая” пишет о земле, имеющей точку Изначального Знания. Это прародина наша, всего тюркского мира, благодатный Алтай. Пуп земли, равноотдаленный от четырех океанов. Где в согласии и в мире живут народы четырех сопредельных государств. А тут Лимоновы, Просвирины... Были когда-то у нас и другие подобные ястребы с Восточного Казахстана - Петрушенко и иже с ними. Память смыла их никчемные имена.
А теперь и Северный Казахстан в мишени. Необходимо “крайне жестко” реагировать на выпады российских националистов, считают многие.
На первых порах надо умело отстаивать то, что имеем. Доказывать исконность своей территории. И ставить точку еще в одном. Без промедления (бездействие и потворство эхом аукнутся) переименовать наконец-то Павлодар и Петропавловск, малые села и другую топонимику, носящую колониальный дух.
Почему же нет. Время устоялось, страна независима, окрепла, сознание пришло. Не претендуем же мы на Петропавловск-Камчатский. Павел и Петр явно не обделены. Можно еще где-то присвоить. Но у себя, причем Казахстан? А у нас не разумнее ли вернуть исконный Кызылжар. Доморощенный, абылаевский...
Эта тема деликатная, согласен. Но предпосыл один - наследие колониализма. А от него все страны избавляются.
...Тухлостью просвириных разит за версту. Сепаратизм - любимое занятие не в меру ретивых человеконенавистников. Их число вряд ли теперь убудет. Имперский национализм еще как живуч.
...Даже крокодилы кусками неудобоваримой пищи могут запросто подавиться.
...Земля своя - и мила, и нежна... |