ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Этюды на полях Исследования

Сагымбай Козыбаев
Обретение голоса
Сегодня “узун-кулак” излишен. Наша пресса и так дает обильную пищу. Вот и небезызвестная в России Алла стала матерью. В стране сопредельной - радость. Даже восторженное ток-шоу этому посвятили. А в нашей сельской глубинке очередная малолетка выходит в это время замуж в двенадцать лет. Искать спасение в замужестве девочку заставили неординарные отношения с матерью-алкашкой. Жизнь многолика.
К такой “фронтовой” хронике наших дней мы уже привыкли. Вокруг много страшного, этические понятия перевернулись. Но надо ли к такому привыкать? И что делать?
Прочитал проникновенное интервью белорусской писательницы Светланы Алексиевич. Прожила она несколько лет в Швеции. Завершила последнюю из пяти книг цикла “Красный человек. Голоса утопии”. Труд ее вышел одновременно в России, Германии и Швеции. Лауреат десятка различных профессиональных премий. Словом, нерядовой писатель.
Я не знаком с ее творчеством. О чем сожалею. Судя по интервью, книга “Красный человек” - это наше вчерашнее, советское, ностальгически воспринимаемое старшим поколением. Оно не отпускает. Оно - внутри нас, это “красное”. Но книга эта и о настоящем - диких, агрессивных, лишенных равенства, братства душ, взаимоотношениях.
Подлинно творческий человек не может быть равнодушным к окружающему его миру. И это ощущается в интервью.
“Увидев на индийском базаре голодных детей, возвращаюсь потрясенная в отель, - делится писательница. - А моя близкая подруга-профессор прошла мимо как ни в чем не бывало и спокойно объяснила: “Ошибка родителей, не просчитавших, что они не смогут прокормить детей”. А я - и это мой внутренний “красный человек” - не могу их видеть. Как не могла в 1990-е годы смотреть на старенькую учительницу, покупавшую в магазине... одно яйцо. И надо было помочь так, чтобы не обидеть ее”.
Такое неравнодушие, уверен, исходит от внутреннего, заложенного, выращенного на проповедях прекрасных идей.
“Помню, - продолжает писательница, - как в советском детстве мне, дочке директора школы, было стыдно ходить с импортным портфелем. Я поставила его и сказала: “Нет, больше не пойду.” Не потому, что я такая хорошая, нет. Общий дух был такой - дух высокого равенства”.
Было это? Да, еще как.
...Напарник дочери по школьной парте дал ей списать домашнее задание. Но... за деньги. Оплата за товарищеские, привычные услуги? И в начальных классах? Был в шоке, узнав, что это не единичный случай, а устоявшееся правило, со своей таксой. “А чего вы удивляетесь - говорит учительница, - уже с первого класса делятся на стайки по принципу, у кого какой мобильник и одежки”.
В обществе, потерявшем этические нормы и расслоившемся донельзя, необходимо сопереживание. Соучастие и неравнодушие. Возвращение духа высокого равенства.
Ай, сомневаюсь. Не опоздали ли?..
alt
Дорога к Бельгеру

“Потихоньку шкрябаю пером” - мне по нутру это, не лишенное скромности, высказывание Герольда Карловича Бельгера в его поистине абаевских “Плетеньях чепухи”. Корни мудрости в его заметках идут от реалии бытия, разнобокой сегодняшней жизни, наблюдения над явлениями и суетой повседневности, не всегда радужной.
В этом сократовском взгляде на жизнь ощущаются именно бельгеровское сострадание, доброта и сопереживание. Писатель, как никто другой, знает, что доброта должна быть по-евтушенковски, с кулаками. То есть небезучастная. А слово - тоже Дело, может, поможет?
Еще как! Запомните, пожалуйста, это, именно его, бельгеровское слово! Оно ведь как алмаз, жолда жатпайды.
“Шкрябанье пером” - символ трудяжничества. Причем ежедневного, иначе цепь прервется. Виртуозное владение словом, как смычком скрипки, - все же дар божий. Кажется - с годами пишется легко. Ну не то, что легко, нет. Просто слова находишь единственно нужные, верные. Как говорится, точно в бровь. Литературные муки - сплав таланта, опыта, жизненной мудрости, тех же личных качеств - доброты, человечности и прочего, веры в себя. Слово, как мотылек, летит себе, а попробуй поймать. Слово - шайтан, может запросто присниться во сне. Причем глубокой ночью. Что тогда? А не ленись, встань и зафиксируй. Эх, братцы, нелегкое это дело. Сну и здоровью во вред.
Имя Бельгера носят сегодня некоторые казахские мальчуганы. Представьте себе, к примеру, Бельгера Оспанџлы. Это признание простого люда. Керемет. Тие берсін! Наш брат, журналист, причисляет его к своей “мафии”. Высокий накал публицистики Бельгера - ориентир подлинного мастерства. Это признание профессионального клана. Таѕы да тие берсін!
Сколько написано Гер-аѕа - об этом его биобиблиографические указатели. Био - биография, его книги. Библиография - о нем другими устами. И того, и другого - уйма. Хватит на несколько праведных жизней. Указатели, носящие конкретные названия, - “Бремя будней”, “Резюме”, сам Бельгер называет отчетами. Не по правилам. Однако очень уж верно, ибо это отчет, прежде всего, перед самим собой - что сделано за человеческий век? И в этом весь Бельгер, вот вам, дескать, моя кладовая - берите, учитесь, заимствуйте.
Тропа к дому батыра Герольда на Кабанбай батыра в южной столице многим известна. Идут за советом, напутствием, дарят свои книги и опусы. Насколько знаю - он не отказывает в малости. Но имеет на все свое мнение. Ему не указ ни царь, ни Бог, указ лишь - веление честного сердца. Надо - скажет прямо, без обиняков. Пятколизы и лизоблюды посмертно им припечатаны. Казахский аналог? Пошукайте у него самого.
Бельгер, конечно, не благотворительная организация. Его скромный мастерок - слово. “Ай, поможет ли оно”, - сомневается порой писатель.
Что на это ответить? Слово, все-таки - вещь серьезная. И лечит. И калечит. И возвышает. И низвергает. Ставит все на место. А коль назидательно - еще впрок и сегодняшним, и потомкам. Особенно, когда “гутарит” білгір Бельгер. Халыћ, Герольд Карлович, тыѓдаушы ѕана емес, алды-артты ойлайды ѕой.
Признание в любви к Бельгеру - не грех. Просто не каждый из нас это может выразить. Сделала сие успешно наша общая ученица Жанна Ескуат, посвятив себя бельгеровской теме и издав в формате ЖЗЛ книгу о нем. Многие из “зиялы ћауым” - коллеги, друзья и собратья по цеху посвятили ему стихи. “Герольдизм духа” - назвал и я одно из ранних эссе, к общенациональной патриотической мысли применив данную категорию.
Дорога к Бельгеру... Светла и возвышенна. Нежна и осмысленна. Для кого-то и кому-то - крута и извилиста.
Дорогого сия дорога стоит...

Свой - чужой
В “Новом поколении” 14 марта нынешнего года я опубликовал эссе “Иго”, где подверг сомнению наличие в истории татаро-монгольского ига. Оно вызвало резонанс и у московских коллег. И вот узнаю: Минобрнауки России продвигает новый учебник по истории, где татаро-монгольское иго будет именоваться отныне “системой зависимости русских земель от ордынских ханств” (АиФ, 2013, №43, октябрь). Бедные ученики, которым предстоит знакомство на долгие лета еще с одной системой. Нет, чтобы прямо - не было ига.
В любом случае, факт налицо, признали все же, что термин “иго” носит “явно негативный, уничижительный характер” (подчеркнуто нами - С.К.). Новоиспеченные российские ученые мужи заодно признали - “от монголов Россия заимствовала систему государственности”. Полагаю, скрепя сердце.
На заре нашей независимости по линии ЮСИА был приглашен в США. По гостевой визе. В программе значилось посещение негритянской (точнее афроамериканской) школы. Кажется, в штате Теннесси. Это была обособленная школа для черных обитателей Америки. Мой гид, бывший советский еврей, был недоволен этой частью программы и не скрывал своего презрения к цвету кожи моих визави - младшеклассников, тепло встречавших “какого-то гостя, с какого-то “стана”. В Америке про нас и сейчас, честно говоря, не так знают. Кроме, очевидно, лиц, связанных обоюдными делами.
С той встречи запомнил тепло детей. Безгрешных, чистых. Столь же сладостных. Сейчас, спустя годы, думаю, что проблема дискриминации в “благословенных” США все же подспудно есть.
Тема эта - “свой - чужой”, “цвет кожи и разрез глаз” - на бытовом уровне очень живуча. В России, знавшей, как никто, что такое фашизм, ныне появилось немало последователей коричневой чумы. Это реальная, а не виртуальная сила. Печально это. Стараюсь без надобности не ездить в Москву. В последний раз был проверяем в течение одного дня неоднократно, хотя не ношу ни бороды, ни чалмы, имею профессорский чин, знаю русский прилично и выгляжу вроде цивильно, да и Москву знаю, как свой дом. К казахам - приезжим отношение еще сносное. Но паспорт ведь вы будете каждый раз совать.
Недавние события в подмосковном Бирюлеве (убийство местного нелегалом-азербайджанцем) подняли волну очередной фобии - во всем виноваты приезжие: гастарбайтеры, мигранты, нелегалы, дворники (даже кличку придумали “метлошуршатели”), златозубые, извините, черно...ые и тому подобное.
В России постоянно находятся 11 миллионов мигрантов. Из них пять миллионов - нелегалы. Это второе место после США в мире по количеству мигрантов. К “старшему брату” хлынули жители обнищавших соседних с нами республик - 2,7 миллиона узбеков, 1,2 миллиона таджиков, шестьсот тысяч киргизов. По шестьсот тысяч - армян, азербайджанцев.
Среди трудовых гостей России теперь и шестьсот тысяч казахов. Этой цифрой, официально озвученной на днях “Аргументами и фактами”, первоначально был ошарашен. Стал осмысливать. Недоверие к факту постепенно прошло. Да чего уж - не верить, если в Сирии даже среди боевиков, как оказывается, - наши сограждане. Да еще с женами и детьми.
Миграция - общемировая проблема. Разумное ее решение нашли в Японии, где использование иностранцев в сфере физического труда и на простых работах вообще запрещено. В Австралии - депортация мигрантов на острова в спецзоны для принудительных работ. В Германии, давшей в свое время туркам гражданство. В России, что предпримут, не известно. “Ищем, братцы”.
Любые недоразумения разрешимы, коль будет согласие. Понимание общих корней. Общей культуры. Уважение к своей прошлой и настоящей истории. Ее верная оценка.
...Нет плохих народов и этносов. И раздираемый ныне мир неделим, как и встарь...

Кусок Алтая
В новые времена частичку отчего дома - Алтая - отдали китайцам. Дипломатия - удел мудрых правителей. История сама рассудит правомерность такого шага.
Споры на эту тему не утихают. Да и понятно: территориальная целостность - основа живучести любого государства. Кого это может оставить равнодушным? Земля - и кинжал, и серп.
Притязания на чужие земли... Чем это заканчивается, примеров уйма - Карабах, Балканы, Кашмир, Тимор, Фолкленды... Эту небезопасную тему стали муссировать в последнее время шовинисты разных мастей и в отношении Казахстана.
Эти одиозные фигуры известны с начала 90-х годов, когда бывшие союзные республики стали расползаться по своим сусекам. Жириновский, Солженицын, Лимонов, казачьи лидеры... Имя этому явлению - сепаратизм.
Выполз нынче на арену и некий Егор Просвирин, лидер “новых правых”. Появилось в России и такое движение наряду с неофашистами. На страничках в Facebook сайта “Спутник и Погром” ими опубликована карта Казахстана. Северный весь Казахстан там в составе “будущего российского государства”. О ля-ля...
Какова же программа этого Просвирина? Отвечая корреспонденту на вопрос “какие пути присоединения этих земель вы видите?”, он не исключает и силового приема.
Газета “Ашыћ Алаћ”, озвучившая это интервью (2013, №33), напоминает общеизвестное о том, что сепаратисты в России не всегда ограничивались подобными выпадами. В середине 90-х, например, скандальный писатель и лидер ныне запрещенной в России Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов при поддержке местных казаков планировал восстание в тогда еще Кокшетауской области. Однако “революционеры” были своевременно нейтрализованы казахстанскими спецслужбами. А в 2001 году Лимонов и несколько его соратников были задержаны уже российскими спецназовцами в Горном Алтае, где они планировали создать партизанскую базу для вооруженных вылазок на территорию Казахстана. По обвинению в хранении оружия и создании незаконного вооруженного формирования все они получили различные тюремные сроки.
Если все это вспоминать - разговор долгий. И что же? Отмолчимся вновь?
У себя, в Казахстане, мы без устали говорим об общности, трубим о равноправии разных этносов, подчеркиваем интернациональную сущность нашего многовековья. Нынче, в октябре, в национальной библиотеке в Алматы общественности презентовали еще одну работу, подтверждающую это. Коллега Сейдахмет Куттыкадам в своей новой книге “Дао Алтая” пишет о земле, имеющей точку Изначального Знания. Это прародина наша, всего тюркского мира, благодатный Алтай. Пуп земли, равноотдаленный от четырех океанов. Где в согласии и в мире живут народы четырех сопредельных государств. А тут Лимоновы, Просвирины... Были когда-то у нас и другие подобные ястребы с Восточного Казахстана - Петрушенко и иже с ними. Память смыла их никчемные имена.
А теперь и Северный Казахстан в мишени. Необходимо “крайне жестко” реагировать на выпады российских националистов, считают многие.
На первых порах надо умело отстаивать то, что имеем. Доказывать исконность своей территории. И ставить точку еще в одном. Без промедления (бездействие и потворство эхом аукнутся) переименовать наконец-то Павлодар и Петропавловск, малые села и другую топонимику, носящую колониальный дух.
Почему же нет. Время устоялось, страна независима, окрепла, сознание пришло. Не претендуем же мы на Петропавловск-Камчатский. Павел и Петр явно не обделены. Можно еще где-то присвоить. Но у себя, причем Казахстан? А у нас не разумнее ли вернуть исконный Кызылжар. Доморощенный, абылаевский...
Эта тема деликатная, согласен. Но предпосыл один - наследие колониализма. А от него все страны избавляются.
...Тухлостью просвириных разит за версту. Сепаратизм - любимое занятие не в меру ретивых человеконенавистников. Их число вряд ли теперь убудет. Имперский национализм еще как живуч.
...Даже крокодилы кусками неудобоваримой пищи могут запросто подавиться.
...Земля своя - и мила, и нежна...

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение