|
Светлана Фельде
Я, конечно, не претендую на звание социолога, который на основании наблюдений и исследований может позволить себе эпохальные выводы. Мои выводы основаны на наблюдении за контингентом пациентов, прошедших через “мои руки” в последние два года. И они таковы: люди обеспеченные живут дольше, чем бедные. К такому выводу, кстати, пришли и ученые Института демографии Германии, основываясь на статистике Федерального пенсионного ведомства. В 2008 году мужчины 65 лет, уже получавшие неплохую пенсию, в среднем могли рассчитывать на то, что проживут еще двадцать лет. Их ровесники с низкой пенсией умирали на востоке страны в среднем на шесть лет раньше, а на западе - почти на пять лет раньше. Демографы объясняют разницу в продолжительности жизни не только уровнем доходов, но и более высоким уровнем образования богатых пенсионеров. Они лучше знают, как беречь себя, как питаться и как разумнее пользоваться лекарствами. Ну а уж местные супербогатеи должны прожить как минимум лет сто - так я думаю. Например, у семейки Гайзенс из Кельна, относящейся к миллионерам Германии, такие шансы точно есть. Ибо и продукты только из серии “био”, и врачи самые лучшие, и вообще - все самое-самое.
Время от времени я натыкаюсь на передачи “а-ля прямой эфир”, рассказывающие о том, как живут сорокавосьмилетний Роберт, сорокасемилетняя Кармен и две дочки- “Гайзенятки”. Натыкаясь на эти передачи, не могу оторваться, сижу в буквальном смысле слова с открытым ртом. Живут же люди и не стесняются рассказывать о своем богатстве! Видимо, нечего скрывать! Наши миллионеры-то все по углам прячутся. А тут - все на поверхности, все - на радость телезрителю! Новые виллы там и сям, новые машины снова и снова, приобретение дорогостоящих картин не из любви к искусству и уже тем паче не от понимания его, а просто от нечего делать. Впрочем, перестаю злорадствовать. Ибо, как говорится, если ты такой умный, то чего такой бедный? Наверное, я тоже плохо делала домашние задания, потому что Роберт Гайзенс говорит так: “Если ты не делаешь домашние задания, то никогда не будешь ездить на самой дорогой машине!”.
Впрочем, вернемся к продолжительности жизни. Думаю, что семья Гайзенс будет жить долго. Постоянные плавания в морях-океанах, много свободного времени на солнечных террасах и масса положительных эмоций при покупке того, что нравится - есть все шансы на долгожительство. Есть они и у Дитера Болена. Как ведущий телепередачи “Германия ищет таланты”, точнее, как продюсер найденных талантов Дитер заработал в последние годы просто миллионы. Должна сказать, что со вкусом в контексте одеваться и подавать себя у него получается в несколько раз лучше, чем у семьи Гайзенс. Да и с интеллектом, юмором и умением шутить - да простят меня кельнские миллионеры - поприличнее. Лично мне импонирует то, как Дитер расшифровывает свое имя. Если рассматривать его в написании немецкими буквами, то в итоге имеем вот что: дисциплина, интуиция, интеллигенция, целеустремленность, талант. Все это вместе и привело к тому, что господин Болен сегодня относится к очень богатым людям страны. По слухам, ведет очень здоровый образ жизни - занимается спортом, много времени проводит на свежем воздухе, занимается прудом на своем приусадебном участке, в котором самая дешевая рыбка обошлась хозяину примерно в тысячу евро. Дитер не пьет и не курит. Так что у него тоже есть все шансы жить долго и счастливо.
Впрочем, если о счастье, а не о продолжительности жизни, то, как показывает опыт, иногда и не очень богатые бывают счастливы. Есть у меня знакомый пенсионер с очень скромной пенсией. Счастливее этого человека я в последние годы не встречала. Он экономит на всем, на чем можно сэкономить, только для одной цели: найти и приобрести на блошином рынке очередное сокровище. У него есть мечта - отыскать пятнадцатикопеечную монету выпуска 1958 года. Монета эта была выпущена в СССР очень ограниченным тиражом. Мы встретились с моим знакомым не так давно на берегу Рейна, в Бонне, на последнем в этом году блошином рынке. И продавать, и покупать здесь у немцев не считается зазорным. Продается и покупается все, что угодно. Нарасхват идут старые утюги, например. Не то чтобы немцам гладить нечем, но именно такие утюги они обожают использовать вместо цветочных горшков в палисадниках и на балконах. Вот среди таких “цветочных горшков” и нашел мой знакомый настоящее сокровище - утюг стодвадцатилетнего возраста. Всего за двадцать евро. Счастью совсем небогатого пенсионера не было предела. И о бедности он не думает никогда. “Настоящая бедность, - считает он, - это когда человек покупает в свой пруд рыбу за тысячу евро. Но это бедность другого уровня...”
Тем не менее, все большему числу жителей Германии грозит именно это - бедность самая конкретная.
По данным Статистического ведомства, в 2011 году - это самые свежие данные - у границы бедности было тринадцать миллионов человек, или 16,3 процента населения, а в 2010 году - на двести тысяч меньше. По нормам Евросоюза границей бедности для семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей до четырнадцати лет, считается сумма 2058 евро в месяц чистого дохода. Для одиноких черта бедности - это 980 евро в месяц, причем угроза эта для женщин выше, чем для мужчин. По статистике, в наихудшем положении - неполные семьи. В 2011 году под угрозой бедности находились 38,8 процента таких семей, а в 2010-м - 37,1 процента. Проблематичной называют эксперты и ситуацию для трети тех, кто живет в одиночестве. |