|
Анна Цай
Наше все
Согласно самому общему определению, “социальные проблемы школьников” - это общие вопросы и ситуации, с которыми сталкиваются дети, и помочь разобраться в которых им могут и должны взрослые: родители, педагоги, близкие. Но в современных реалиях социальные проблемы детей сливаются с общими трудностями каждого человека и проблемами общества в целом. И в этом состоянии проблемы детей обычно отходят на задний план. Но для того, чтобы увидеть основные социальные трудности школьников, не нужно быть социологом или психологом. “Все лежит на поверхности и в буквальном смысле слова касается каждого из нас”, - говорят педагоги. Ведь за последние двадцать-тридцать лет в безумном вихре постоянно меняющейся общественно-политической действительности все проблемы и пороки вырвались на свет. И если призадуматься - просто почитать книги, посмотреть старые фильмы, пообщаться лишний раз с родителями, становится очевидно, что социальные проблемы современного подрастающего поколения еще несколько десятков лет назад казались настолько противоестественными, что и говорить о них считалось категорически невозможным
Можно выделить основные возможности “недетского” совокупного решения детских проблем. Это должно дать возможность понимать ребенку себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими. Ведь незнание общепринятых норм и их несоблюдение создают для детской личности ситуацию непредсказуемости. И тут социализация - один из факторов нормального воспроизводства общества. Оно заключается в том, что происходит не только процесс простого воспроизводства социальной адаптации, но и обновления всей системы общественных отношений. Нарушение этого самого необходимого процесса для развития ребенка проявляется в деформации социальной структуры в целом и социального поведения взрослых, окружающих дитя. И, являясь атрибутом самого существования маленького человека, самореализация, по сути, определяет его жизненный путь. Правда, самореализоваться удается далеко не каждому. Так как не каждый в раннем возрасте осознает свои возможности и обладает способностью к развитию своих сущностных сил. И не секрет, что многие люди не могут найти себе место в жизни, самоутвердиться, что ведет впоследствии к внутреннему конфликту, потере жизненного смысла и даже отчуждению. Отсюда налицо противоречие между возможностями личности и ее способностями.
|
Основание полноценной жизнедеятельности ребенка - это, уже выявлено и определено детскими психологами и педагогами, фактор его психического здоровья. В деятельности современных детских объединений ярко просматриваются две взаимодействующие функции таких движений: реализация индивидуальных особенностей ребенка и его адаптация к существующему обществу, строю и государству в целом. Существующее разнообразие объединений создает ситуацию, делающую реальностью использование детьми прав на ассоциации, участие в общественной и культурной жизни, удовлетворение познавательных и других интересов. Предметом особого внимания детских объединений сегодня является “собственная проблема детства”, что немаловажно для положения ребенка в обществе, его прав, гарантий нормальной жизни. Особенно, если при этом учтен рост, развитие и привлечение интереса взрослого общества к проблемам детства.
“У нас есть проблемы с детской преступностью. Много случаев какой-то непонятной агрессии у детей. Даже элементарно: то, что слушают дети - это зависит от общества. Это следствие того, что слушают дети дома, что слушают дети на улице. Я, конечно, не сторонник и не ностальгирую, но раньше песни были добрые - “От улыбки”, например, сегодня дети их не знают и не поют. Это для них не “модно”, - негодует Назира Болдурукова, являющаяся председателем РОО “ЕДЮЮ “Жас Улан”. - А наших отечественных дети не поют почему? Потому что дети их не знают. Эти артисты, песни, недостаточно раскрученные, наверное, не престижны для них. Элементарно - общая школьная тетрадь. Возьмите любую в магазине. Там девушки, парни полуобнаженные и накаченные. Конечно, если ребенок там уже все это видит, для него это привычно и обычное дело. Это все следствие того, что они видят в обществе. А сегодня нет такого, чтобы перекрывали, вводили цензуру”.
Да, алкоголизм и наркомания были всегда - констатируют социальные работники. Однако в этом нельзя спекулировать цифрами, нужно называть вещи своими именами. С 50-х годов прошлого века потребление одного только спирта на душу населения выросло более чем в десять раз. Особенно педагоги выделяют подростковый алкоголизм. И называют его действительно реальной социальной проблемой современного общества. Алкоголь не только популяризируется. Он становится намного доступнее, в том числе и в плане цены. Ведь, вспомните, в советское время бутылка водки стоила дороже килограмма базарной вырезки. А сегодня? Вот и ответ на вопрос. И ведь уже сегодня можно говорить, что по сравнению с Евросоюзом и США наша страна живет на 7-10 лет меньше, а по сравнению с Японией - на все 15 лет. Эти ужасающие цифры приводит Министерство труда и социальной защиты. Но в отличие от потребления алкоголя, волна наркотиков, накрывшая страну, выросла не в десять и даже не в сто раз. Эпидемия и чума XXI века, поглощающая всех и вся, независимо от возраста и социального статуса, формирует фундамент, на котором возрастают основные социальные проблемы детей.
|
Данные факторы порождают и другие, касающиеся каждого ребенка, социальные проблемы современного общества. Для этого достаточно посмотреть вечерние новости или просто выйти из квартиры. Конечно же, это и подростковая преступность, и зашкаливающая агрессия. К сожалению, в стране вновь возродилась детская беспризорность, которая, казалось, в советское время была искоренена. Увы, детские дома, как и подростковые колонии, нехватки в постояльцах не испытывают. Эти дети вырастают детьми, которые просто не знают слова “человечность”, они не видели такого нужного комфортного отношения, когда росли. Там же ребята из, казалось бы, нормальных благополучных семей. Желая выпить или купить наркотики, лишенные нормального воспитания, они прибегают к насилию и преступлениям. Жестокость и агрессия воспринимаются ими как норма, потому что обо всем этом с пафосом и прикрасами вещают им глобальные СМИ и голливудские боевики, где льется кровь, а людей убивают просто так. Само отторжение смерти для этих маленьких людей уже не существует, и они с радостью убьют за бутылку или за дозу, даже не задумываясь над тем, что они делают. А ведь это поистине ужасно. Потому что первое новое поколение уже не просто выросло, оно уже само воспитывает своих чад, которым нужно прививать основополагающие нормы воспитания.
Идея создания такого единого органа в стране назревала давно. Детям нужно социальное воспитание. Количество детских формирований в современном их виде подошло к отметке в полторы тысячи организаций, что, по мнению экспертов, в Казахстане превысило разумные пределы. Стране нужен единый идеологический лагерь, позволяющий объединить в себе все аспекты правильного воспитания подрастающего поколения. И “Жас Улан” позволяет гармонично социализировать детей, воспитывать и развивать в них творческую личность, а главное - формировать инициативную и ответственную за будущее Казахстана молодежь. Страна уже имеет одно поколение, до которого во время перестройки в погоне за экономической и политической стабильностью, никому не было дела. Когда уделяли внимание самому необходимому - школе, отдельным учреждениям дополнительного образования. И детское общественное движение ждало своего часа. Однако, по мнению его настоящих лидеров, своего часа ждало не только движение. Но и накопившиеся за 20 лет социальные проблемы детей всего Казахстана. “Все проблемы начинаются с семьи. Исходя из них и психически, и физически у ребенка идет расстройство. “Потерять” - это будет громко сказано, но ребенок может потеряться в себе. Мы можем предложить элементарное общение, общение с детьми. И когда ребенку не хватает внимания, мы можем предложить внимание, когда он никому не нужен. Порой дети чувствуют, что до родителей действительно не “достучаться”. И родителей тоже можно понять, потому что они заботятся о будущем, чтобы кормить, одевать ребенка. Но бывает, что в школе 20-30 учеников, и ты сидишь на задней парте, тебе не до чего, задание ты не сделал, поэтому стараешься стать все ниже и ниже, чтобы тебя не видели... тогда, конечно, ребенку сказать, что именно из него вырастет открытая и яркая личность, это очень сложно. Поэтому мы предлагаем, чтобы организация помогла не просто выявить талантливых детей, а помогла “разбудить” каждого ребенка. Ведь, когда он смотрит на более успешного, яркого своего сверстника - он начинает стремиться к этому. То есть мы предлагаем развить, выявить эти инициативы, выявить и дальше совершенствовать. Тогда, наверное, у ребенка стимул какой-то появится что-то сделать, что-то открыть. Дети всегда хотят что-то сделать, быть первыми, они всегда соревнуются, хотят отличиться”, - делится своими опасениями за судьбы ребят руководитель “Жас Улана”, за полтора года существования организации ставшая для школяров страны не просто наставником, но и близким другом.
“Забытость и ненужность” - очень актуальная проблема современных детей. В психологии даже есть термин “стигматизация”, означающий наделение человека уничижительным ярлыком, в результате чего он сам может поверить в свою никчемность.
Конечно, подростки особенно чувствительны к таким ярлыкам. Есть школы, в которых практикуется индивидуальный подход к каждому ребенку, но их до сих пор не так много. Некоторым педагогам не хватает сил или компетенции для работы с более сложными детьми. И вот вместо того, чтобы разобраться, почему ребенок с сохранным интеллектом не проявляет интереса к учебе, учителя в бессилии начинают говорить ребенку, какой он глупый и даже непутевый. Делают это, вероятно, из лучших побуждений - надеются через стыд пробудить в нем творческую активность. Это заведомо безнадежная система воспитания, считают эксперты, но, несмотря на свою безнадежность, она широко распространена в современных школах. Родители обычно в таких ситуациях впадают в одну из двух крайностей. Либо они безоговорочно принимают сторону учителей и начинают единым с ними фронтом давить на ребенка, либо, наоборот, говорят, что он прекрасен, а во всем виновата школа. Обе позиции неконструктивны. Но, пожалуй, меньшее из двух зол - когда родители защищают “хорошего” ребенка от “плохих” учителей. Никто не спорит с тем, что поддержка взрослых ребенку необходима, поэтому лучше такая поддержка, чем никакой. Конечно, более по-взрослому было бы садиться и подробно разбираться в конфликте: в чем претензия учителя, в чем недовольство подростка? Если разговор пойдет в таком ключе, недалеко и до обнаружения общих целей и достижения ясных договоренностей между конфликтующими сторонами. Иначе в случае отсутствия поддержки подросток может и вовсе замкнуться в себе и даже уйти из дома. И в любом случае ему нужен круг, в котором его принимают и ценят. Если ребенок не находит этого в социально приемлемых формах, будет искать в виртуальной реальности или в асоциальных группах. Некоторые действительно связываются с дворовыми криминальными компаниями, но сегодня чаще подростки уходят от одиночества в виртуальную реальность. Внешне это выглядит более благополучно - они не нюхают клей, не воруют автомагнитолы из машин, но для психики это все равно риск. Но и одиночество для них - не выход. Такое зависание в интернете может быть вреднее многочасового чтения или увлечения точными науками. Естественно, нельзя согласиться с теми, кто видит в интернете только зло. Интернет дает быстрый доступ к информации, возможность регулярно общаться со сверстниками из других городов и стран, практиковаться в иностранном языке, расширять знания по другим предметам. Но использование интернета имеет и свои риски. Пока рано делать обобщающие выводы - эти риски только начинают изучаться, но уже есть какие-то наблюдения. Например, можно с уверенностью сказать, что, когда интернет становится главным, а то и единственным средством общения, у пользователя ухудшается умение быть в отношениях с реальными людьми.
Собранность и наличие внутренних ограничителей и норм - этических и моральных - эти правила должен соблюдать для себя каждый нормальный человек. Только это позволит не ввергнуть общество в пучину хаоса и тотального разложения. И подрастающее поколение - это те “цветы”, которые взрослые “поливают” своим отношением. И лишь от окружающих зависит, что впитают в себя дети перед своим “цветением”. Поэтому психологи советуют сегодня каждому остановиться хотя бы на минутку, прекратить безумную гонку и крепко подумать про себя: куда мы летим? И существует ли какой-то выход, благодаря которому удастся изменить ситуацию? “Ведь спасение утопающих - дело рук самих утопающих”, - говорят философы. Поэтому обо всем этом, разумеется, нужно говорить. Проблемы необходимо в обязательном порядке поднимать на поверхность, привлекая к ним внимание каждого, не позволяя замалчивать и распространять деструктивные методы.
Решением проблемы, по мнению современных специалистов, могло бы стать создание такой образовательной среды, в которой учащийся вынужден занимать активную личностную и социальную позицию и наиболее полно раскрываться как субъект учебно-воспитательной деятельности. Речь идет об информационно-коммуникационной среде, вовлекающей учащихся в процесс межличностного и межкультурного общения, в том числе и интерактивного, “в котором каждый учится аргументировать, доказывать, обосновывать свою позицию, используя средства информационных технологий”. Довольно часто дети отрицают наличие вообще какой-либо проблемы в их жизни, даже явной. Они делают это для того, чтобы поддержать свою самооценку, или для того, чтобы избежать боли и стыда. Даже тогда, когда проблема становится очевидной, у них могут возникнуть сложности с тем, чтобы принять на себя ответственность за возникшую ситуацию и ее разрешение. Но первым и главным шагом к тому, чтобы улучшить ситуацию, психологи называют принятие факта наличия проблемы.
Один из выходов из сложившейся ситуации эксперты видят в ученическом управлении. Это одно из направлений педагогической деятельности, которое должно занимать ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе. Считается, что такие дополнительные знания, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определят жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы и других учебных заведений. А если говорить о более узком аспекте, то качество корпуса управленческих кадров различного уровня, начиная от местного самоуправления до высших эшелонов государственной власти, и есть будущее страны. Сегодня многие старшеклассники входят во взрослую жизнь, не пройдя школу социализации в самоуправлении, поэтому вынуждены восполнять данный пробел опытным путем. Но этот опыт многим из них очень дорого обходится. Подобная ситуация существует и до сих пор в большинстве школ и регионов страны. Значимость самоуправления возросла настолько, что дальнейшее игнорирование работы в этом направлении просто недопустимо. При этом речь не идет о вытеснении самоуправлением других видов педагогической деятельности. Оно органично сочетается и с образованием, и воспитанием, и дополнительными занятиями по интересам. Но, естественно, что восстановление в правах самоуправления проходит непросто.
К сожалению, часть педагогов забыли о воспитательной функции школы, которая в условиях кризиса государственности, экономики, духовности приобретает особое значение. Сегодня настало время не только декларировать необходимость введения саморазвития школьников, но и заниматься практической систематической работой как с педагогами, так и с учащимися, которые также нуждаются в разъяснении значения этого вида деятельности. И организация самоуправления - это не только отклик на требования жизни.
В основе еще более глубинные, основательные причины: развитие общественно-политических и социальных систем в современном обществе свидетельствует о том, что XXI век, безусловно, будет еще более динамичным, требующим взаимодействия, координации огромного количества людей, экономических ресурсов, финансов, информационных потоков. Отсюда и берет свои корни возрастающий интерес к становлению самостоятельного управленческого строя в детском возрасте, который превращается в необходимый атрибут целесообразной педагогической деятельности, предпосылку успешного жизненного самоопределения будущего. Успешное решение задачи создания в Казахстане демократического государства в первую очередь зависит от формирования и развития у подрастающего поколения гражданского демократического сознания. Такое сознание предполагает потребность человека жить в социальном пространстве, конституционных прав и свобод, дающих возможность не только быть членом общества, но и проявлять свою индивидуальность, неповторимость. Выход из состояния неопределенности, напряженности, неуверенности, ставшего в последнее время проявлением нестабильного состояния практически всех сфер жизни общества, многие подростки ищут и находят в социальной среде, в том числе в различных компаниях, группировках, объединениях, которые могут и предлагают им самые различные личностные и социальные ориентации. В этой ситуации велики роль и значимость детских общественных организаций и объединений, как основы детского движения. Именно в таких объединениях, как “Жас Улан”, подростки проходят “уроки жизни”, получают возможность самовыразиться и самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту, стать активными участниками процесса социализации. |