|
Одним из интересных изданий в периодической печати республики является, на мой взгляд, общественно-политический еженедельник Central Asia Monitor. Я с интересом слежу за всеми публикациями, в особенности за очерками обозревателя по культуре Адольфа Арцишевского. И выход его новой книги “Портрет современника в интерьере эпохи” - это продолжение главного дела его жизни - ведение летописи посредством портретов “реальных исторических личностей, творящих и работающих на благо свободного народа и независимого государства”. Сагадат Нурмагамбетов, живая легенда уже при жизни; Василий Казначеев, работавший на Капчагае водолазом, а затем возглавивший Капчагайскую ГЭС; Михаил Ефимович Зельцер - приехавший в Казахстан из-за того, что его мама, уже вольнонаемная после отсидки в АЛЖИРЕ, не имела права выехать за пределы Казахстана; Сейдахмет Куттыкадам, сказавший: “Я государственник, реалист, я за общее объединение”; Бауржан Момышулы, Малик Габдуллин, Ермек Турсынов, Нуржамал Усенбаева, Нургали Ораз, Рита Жугунусова - по судьбам этих людей можно проследить историю республики. В их числе и Нурлан Туебеков, руководитель издательства “Алаш баспасы”, выпустивший эту книгу, сделанную добротно, красиво
Виктор Владимирович Бадиков, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей и казахского ПЕН-клуба, один из ведущих литературоведов и критиков Казахстана, державший в поле своего зрения весь литературный процесс Казахстана, в том числе и литературу на казахском языке (он автор рецензий и критических статей об Оралхане Бокееве, Акиме Тарази, Дулате Исабекове), автор монографий и школьных учебников по русской литературе, писал об
А. Арцишевском: “Творческая и жизненная биография Адольфа Арцишевского неразделимы. ...Перед нами, безусловно, феномен русской казахстанской литературы. ...Оставаясь ментально русской, она черпает материал и вдохновение на иной этнической почве. Причем... самый минимум этнической экзотики. И максимум погружения в казахстанский человеческий материал, причем в новое время все больше”.
Действительно, ежедневная трудовая деятельность Адольфа Арцишевского ради хлеба насущного неразрывно связана с его творчеством, как, впрочем, у всех писателей, неравнодушных к проблемам бытия, окружающего нас. Он и в очерк привносит невольно поэзию, а поэзия или проза проникнуты темами “героических” будней. В книге стихов и прозы, выпущенной в 2005 году, в тот период, когда он сотрудничал в “Фармацевтическом вестнике Казахстана”, в своеобразном предисловии-посвящении к очерку “Затворник с острова Эвбея” он задается вопросом: “Шестой год пишу историю медицины - от древнейших времен до наших дней. Уже написано и опубликовано в периодике около восьмидесяти глав. Станут ли они когда-нибудь отдельной книгой?”.
Научно-популярная книга “Этюды о врачевателях и фармацевтах” вышла в 2006 году, а в 2012 году вышло и второе, дополненное издание, вмещающее в себя 77 рассказов, где есть глава “Врачи Казахстана. Век XX”. Это уникальная, пожалуй, единственная в своем роде книга, написанная очень увлекательно и интересно, со знанием дела, с глубоким погружением в материал, на основании достоверных источников и документов, где рассказывается о “врачах и фармацевтах давно минувших дней и недавнего прошлого”. И для многих эта книга стала настоящим, бесценным подарком.
У Адольфа Арцишевского словно особая, своя миссия - собирать, объединять всех своих друзей и просто знакомых, и даже незнакомых, но знаковых людей республики на страницах своих книг, воздавать им должное, рассказывая о них, об их становлении. Более того - миссия выпускать на свои средства книги друзей, которые не успели сделать это сами и ушли в мир иной, сборники рассказов друга юности Вячеслава Патрина “Мальчик и гора”, друга по жизни Виктора Бадикова “Эхо жизни”. “Надо бы выпустить книгу и покойного Виталия Старкова, да никак не выберу время”, - сокрушается он.
К сороковинам Виктора Владимировича, о трагическом уходе из жизни которого скорбела, без преувеличения, вся республика, все литературное сообщество, он вместе со своим верным младшим другом издателем Рафиком Зиганшиным успел выпустить книгу “По гамбургскому счету” с рассказами, повестью, эссе, написанными В.В. Бадиковым, но не увидевшими свет при его жизни. В этой же книге воспоминания друзей. К годовщине смерти - следующая книга “Книга про себя и про всех”, в которой опубликованы проза, критические заметки и статьи Виктора Владимировича, воспоминания друзей.
Сам о себе он говорит: “Я интересен тем, что пишу об остальных”.
Адольф Арцишевский мастер короткой документальной прозы - лирические рассказы, очерки, интервью. Помимо того, он романист, поэт. Все его очерки прекрасны, каждый отличается от другого, они несхожи меж собой, как и люди, о которых пишет автор, но есть среди них особенные - конечно же, о его близком друге Викторе Владимировиче Бадикове, о Михаиле Ефимовиче Зельцере, удивительнейшем, интеллигентейшем человеке, о Бахыте Каирбекове, о Рафике Зиганшине...
Судьба Адольфа Арцишевского в чем-то схожа с жизнью и творчеством нидерландского писателя Симона Кармиггелта, проработавшего журналистом ежедневной газеты около сорока лет, и в результате того, что ему необходимо было публиковать каждый день по рассказу, он стал автором десяти тысяч суперкоротких рассказов. Адольф Альфонсович трудоголик. Это изнурительный труд - собирать материал и готовить еженедельно целую полосу в одну из центральных газет, причем не оставляя своего творчества - ни стихов, ни прозы: шестьдесят очерков только в новой книге “Портрет современника в интерьере эпохи”. Адольф Арцишевский сам говорит об этом в одном из своих стихотворений:
Я даже не веду дневник -
Поймите, некогда, ей Богу!..
Мелеет памяти родник,
В былое позабыл дорогу.
Тиски быстротекущих дней
И неизбежные цейтноты...
И беспощадней и родней
Сиюминутные заботы.
Седьмой десяток разменял,
Но неотвязней, туже путы...
Вы помолитесь за меня -
Даже на это нет минуты.
Но ведь он втайне рад этому, он не может по-другому. Патриарх журналистики даст фору молодым, он полон энергии, идет в ногу со временем - проглядывает Интернет, как свою собственную библиотеку.
И как знакомы человеку творческому эти метания: есть мысли, есть чувства, но слова ложатся не те и надо продолжать писать. Надо продолжать, и они найдутся, эти слова - искренние, достойные:
О, Господи! Дай силы мне понять
То, что понять я не имею силы.
Без ропота беду принять,
Будь то грабеж или могила.
Дай разум - до последних дней,
Чтоб осознать свои потери.
Перед уходом стать добрей
И, уходя, не перепутать двери.
Опять заложницей у слова
И мимолетной красоты
Душа моя беспрекословно
Мостит воздушные мосты,
И снова словно подмастерье,
Робея в дерзости своей,
Стою, испуган и растерян,
Что опрометчиво посмел
Коснуться тайны, что укрылась
В еще не найденной строке,
Осознавая и бескрылость,
И слепоту в немой руке...
Но вопреки сомненьям снова -
Банальной рифме вопреки! -
Пульсирует и дышит слово
В тисках родившейся строки.
Чтобы жить в гармонии с самим собой, находиться в радужном настроении, необходимо, оказывается, все время быть занятым работой. А любая работа - это творчество (если отнестись соответственно, творчески). И только тогда дается свыше эта особая сила, эта тихая радость - жить в ладу с самим собой. А казахи говорят: “жаксылыгы кайтады”, то есть воздастся сторицей.
Умит Тажикенова, член казахского ПЕН-клуба и Союза писателей РК
Фото Гали Галкиной |