|
Юлиана Жихорь
У Казахстана есть глобальная цель - войти в число 50 конкурентоспособных стран мира. Для этого требуется главное: начать экспортировать не только сырье (нефть, зерно, металлы), но и что-нибудь из продукции перерабатывающей отрасли. Могли бы быть шансы у легкой промышленности: все-таки в стране есть и хлопок, и шерсть. Но...
Во вторник на заседании правительства вице-министр индустрии и торговли Алмас Косунов, докладывая о ситуации в легкой промышленности, бодро отрапортовал, что наибольший спад (в 7 раз по сравнению с другими отраслями) наблюдался в 1996 году. До 1999 года более 60 процентов предприятий отрасли стали убыточными. Тогда Кабмин внес поправки в налоговое законодательство, списал пени, отсрочил платежи в бюджет по налогам и штрафам, ввел нулевую ставку НДС...
Казалось бы, создал все условия для развития. Развитие и началось. Но, судя по объемам, столь незначительное, что говорить о наличии в Казахстане легкой промышленности можно лишь с натяжкой. В прошлом году текстильной и легкой продукции в Казахстане произведено на 295 миллионов долларов. И это при том, что на юге действует специальная экономическая зона для переработчиков хлопка, с освобождением производителей почти от всех налогов.
Казалось бы, общеэкономическая ситуация в стране улучшается, потребность в собственной продукции, более дешевой и более качественной, нежели импортная, растет. А потенциал отрасли снижается. Сегодня количество предприятий, сворачивающих производство, в 1,5 раза превышает число создаваемых. Да и самих предприятий-то - кот наплакал.
Так, на 1 января сего года текстильным производством занимались 138 предприятий с общим числом рабочих 9687 человек, швейным - 308 с 6675 работниками. Трикотаж производил 821 человек на 27 предприятиях (численность предприятий по сравнению с 2005 годом уменьшилось почти в 2 раза). Аналогичная ситуация в обувной и кожевенно-меховой сфере. Заработная плата в этой сфере тоже не блещет - в среднем от 25,4 до 33 тысяч тенге.
Вообще ситуация в отрасли странная. С одной стороны, растут площади посевов хлопчатника (в 2007 году они выросли по сравнению с 2002 годом более чем на 20 процентов, а объем валового сбора увеличился на 22,4 процента). Но большая часть производимого хлопка (80 процентов) отправляется на экспорт. Причина такой любви к загранице кроется в растущих ценах на хлопок на мировых рынках - за два года цена килограмма на бирже в Мемфисе возросла на 20 долларов.
Видимо, поэтому предприниматели предпочитают отправлять именно сырье - количество экспорта уже переработанного хлопка (текстильных материалов и изделий из них) в прошлом году снизилось более чем на 10 процентов.
При этом объемы экспорта текстиля аж в 2,6 раза превышают импортные поставки. Причем в это число входит не только продукт китайских швей, но и продукция, которая может и должна производиться у нас. “Сегодня 70-80 процентов предприятий у нас ориентированы на выполнение заказов силовых структур или специальных видов одежды. Но этот рынок точно так же забивается другими производителями из России, - поднимает тревогу председатель правления Ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана Любовь Худова. - Тащат сюда много продукции, которая списана со складов России, и снижают объемы производства наших отечественных производителей”.
С каждым годом растет импорт готовой продукции - одежды и ее принадлежностей. Только в прошлом году он увеличился больше чем на треть. Основные поставщики - Китай, Италия и Германия.
И это при том, что на внутреннем рынке отечественная кожевенная продукция пользуется спросом - экспорт шкур овец и ягнят с шерстью и без только в прошлом году снизился почти в два раза. По мнению Любови Худовой, наша шерсть при умелом с ней обращении легко может составить конкуренцию. А при желании мы можем даже войти в число мировых поставщиков как шкур, так и продукции из кожи и шерсти. Однако с начала этого года в Казахстане не изготовили ни метра трикотажного полотна, ни одной вещи из кожи, ни одного мехового изделия.
Вообще легкая промышленность занимает столь незначительное место в общем объеме ВВП, что является почти незаметной для экономики страны: текстильное производство в 2007 году составило (по предварительным подсчетам) 0,11 процента от ВВП, производство одежды, выделка и крашение меха - 0,06 процента, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви - 0,02 процента. А ведь в производстве этой продукции Казахстан может занять сильные позиции как на внутреннем, так и внешнем рынках.
По данным Худовой, отечественным легкопромышленникам невыгодно заниматься бизнесом. По крайней мере, официально. Ведь, как рассказала председатель Ассоциации предприятий легкой промышленности, “сегодня в продаже более 92 процентов “подпольной” верхней мужской одежды, женской - более 96 процентов, постельного белья - почти 75 процентов, обуви - 70 процентов”.
По мнению вице-министра индустрии Алмаса Косунова, исправить ситуацию можно введением “налоговых стимулов для отрасли”. Он сообщил, что в проекте нового Налогового кодекса предполагаются стимулы для развития легкой промышленности в части обрабатывающего сектора экономики: “Это и снижение корпоративного налога, упрощение и сокращение сроков возврата НДС, послабление при импорте оборудования”. По его мнению, можно было бы ввести ставку НДС в размере 5 процентов сроком на 5 лет и освободить от корпоративного подоходного налога предприятия легкой промышленности на 5 лет при условии, что весь объем налогооблагаемой прибыли будет финансироваться в развитие производства.
Это должно не только восстановить прежний уровень производства легкой промышленности, но и создать новые производства с высокой добавленной стоимостью.
Карим Масимов, выслушав членов Кабмина и самих производителей, подвел черту: “Классическая теория гласит, что государство должно только создавать условия предприятиям. Кто выживет, тот выживет. Кто не выживет - значит, не судьба. Но история последнего нашего года показывает, чем бы мы в теории ни должны были заниматься - жилищным строительством, обманутыми дольщиками или чем-то другим, правительство оказывается в ответе. Нам приходится этим заниматься”. И пообещал, что “легкую промышленность мы будем поддерживать, каким образом - надо посмотреть”.
Астана |