|
Светлана Фельде
“И день, и ночь мы под машиной ползаем. Мы служим ей, чтоб ездила она...”
Но, увы, никакая техника не вечна. С тех пор, как появились автомобили, возникла и проблема утилизации отслуживших свой век машин. Заключается она прежде всего в том, что старый автомобиль нельзя просто так пустить под пресс и отправить на переплавку. В нем помимо стального корпуса содержится множество деталей из различных цветных металлов, пластика, резины, не забудьте про стекло, ткани, остатки масла и других технических жидкостей. Отделить одно от другого и переработать по отдельности - не так уж и легко.
В США и Европе созданы тысячи пунктов приема старых машин, на которых происходят слив эксплуатационных жидкостей, демонтаж деталей, которые можно снова использовать на запчасти, переработать в виде цветного лома или пластикового скрапа либо при невозможности экономически оправданного ресайклинга сжечь на мусоросжигающем заводе или захоронить. Оставшиеся после этой процедуры стальные корпуса уже идут под пресс, а затем отправляются на шредерные установки, где происходит измельчение лома и очищение его от краски и ржавчины. Полученный лом продается на металлургические заводы в качестве сырья.
Такова судьба наших четырехколесных друзей, когда век их заканчивается.
В Германии утилизация автомобилей превратилась в целую отрасль с миллиардными оборотами и сотнями тысяч рабочих мест.
В Германии, если вы сдаете машину на металлолом, вам, не исключено, еще и немного заплатят.
Шесть лет назад в стране по инициативе федерального Министерства окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов был принят новый закон, регулирующий утилизацию старых автомобилей. Владелец отслужившей свой век легковой машины может сдать ее на лом, обратившись в лицензированный приемный пункт, либо просто отдать машину в любой автосалон производителя.
Обеспечить утилизацию старых автомобилей требует директива Евросоюза. Чтобы “автомобильный мусор” не загрязнял окружающую среду, было решено перерабатывать старые автомобили и получать металл, который повторно используют в различных отраслях экономики. Именно тогда в Германии было создано специальное Агентство по вопросам утилизации (Gemeinsame Stelle Altfahrzeuge - GESA). Оно контролирует деятельность пунктов, занимающихся утилизацией старых машин. Каждый пункт должен встать на учет в GESA и предоставлять агентству информацию о своей работе.
После того как немецкий Закон об утилизации вступил в силу, ответственность за создание сети приемных пунктов старых автомобилей начали нести автопроизводители. Таким образом, государство обеспечивает соблюдение закона ЕС в Германии без прямого вмешательства в вопросы, связанные с утилизацией.
Сами автопроизводители, независимо от того, идет ли речь о машинах немецкого или иностранного производства, должны выделить средства на создание мест для переработки старых автомобилей. Никаких специальных государственных сборов не существует. Автопроизводитель либо создает собственные центры утилизации, либо заключает соглашение с независимыми центрами. Эксперты Общегерманского автомобильного клуба (ADAC) подсчитали, что на утилизацию одного автомобиля производитель тратит в среднем около 100 евро.
Пункты утилизации машин предлагают полный спектр услуг по переработке транспортных средств. Нередко предприятие выплачивает владельцу за старую машину около 100-150 евро, если машину можно продать на запчасти. Вначале снимают колеса, сливают бензин, масло, тормозную жидкость и начинают разбирать машину, то есть извлекают из нее все, что можно снова использовать. То, что подлежит продаже, пункт утилизации продает, таким образом зарабатывая на жизнь. Правда, дотошным немцам “всучить” старые запчасти довольно сложно, поэтому их экспортируют.
В основном запчасти разобранных немецких машин отправляются в страны Африки, Россию и на Украину.
Кстати, тем, чей автомобильчик колесит по дорогам страны более двенадцати лет, придется трудно, коли возникнет необходимость сдать его на запчасти. Многие утилизационные пункты принимают машины года рождения 2000 и 2002. На металлоломе производства девяностых годов, считают владельцев пунктов, в Германии уже никто не ездит.
Так что автору этих строк, владельцу старенького дедушки Opel Astra в возрасте шестнадцати лет, придется, видимо, когда-то оставить стоять вышедшую из строя машину под окнами. Как это сделал мой сосед, двадцатилетнего возраста автомобиль которого никто не пожелал разобрать на запчасти. На автомобиле, кстати, уже растет мох. |