|
Светлана Фельде
Мой первый рабочий день после отпуска в Греции был знаменательным для страны - она выбирала нового канцлера, точнее не только канцлера, но и партию, которая будет решать все судьбоносные вопросы за нас и для нас, простых смертных. Вы не поверите, но все пациенты паллиативного отделения, в котором я работаю, в этот день были озабочены не проблемами со здоровьем, а процентами, которая набирала та или иная партия. Во всех комнатах работали телевизоры, пациенты отказывались от тортиков и кофе, заполняли избирательные бюллетени и ждали вечернего курьера, который в этот день обходил все отделения клиники города Леверкузена и собирал послания для избирательных участков. Немцы - народ основательный, и даже болезни не могут быть препятствием для столь судьбоносного момента.
В избирательных бюллетенях на нынешних выборах в бундестаг было около тридцати партий. Как говорят эксперты, опросы населения и исторический опыт, лишь пять из них - две большие и три поменьше - имели шансы получить больше пяти процентов голосов и оказаться в бундестаге. Уже накануне выборов всем было понятно, что в парламент попадут представители SPD и CDU. Последняя действует по всей стране, кроме Баварии. Там и только там работает CSU - Христианско-социальный союз. Эти два союза образуют единый блок CDU/CSU и в бундестаге чаще всего выступают вместе. Хотя, как и полагается “братьям”, каждый из них имеет свои цели и особенности, свою точку зрения на многие вопросы. Задолго до исторического момента эксперты утверждали, что, несмотря на популярность у избирателей, ни SPD, ни CDU/CSU не смогут набрать на выборах такого большинства голосов, чтобы создать “свое” правительство. Поэтому они должны будут взять в союзники одну из трех “малых” партий, чтобы иметь реальные шансы попасть в бундестаг.
К моменту выборов мы имели лишь три партии, которые могли претендовать на места в правительстве в качестве младшего партнера. Это партия “зеленых”, Левая партия и FDP - Свободная демократическая партия Германии, или коротко - либералы. Правда, и “малые”, и “большие” партии были очень разборчивы в выборе партнеров для коалиции. Это объясняется и принципиальными установками, и историей этих партий.
Право избирать и быть избранным в парламент Германии имеют все граждане страны, начиная с восемнадцати лет. В этом году их у нас 61,8 миллиона. У каждого на выборы в бундестаг два голоса. Один вы отдаете человеку, другой - партии. При этом человек, которому вы отдали голос, совсем не обязательно должен быть членом той партии, которой вы отдаете “второй голос”. В первом случае вы голосуете за наиболее интересного для вас кандидата из тех, кто баллотируются в вашем округе. Их называют “прямыми кандидатами”. Они, кстати, могут быть и беспартийными. Тот, кого выберет большинство избирателей вашего округа, будет представлять в парламенте ваши интересы. К нему вы можете обращаться с жалобами и предложениями. Второй голос вы отдаете за партию, близкую вам. В каждом избирательном бюллетене в этом году стояли тридцать четыре партии. Все они зарегистрированы, а значит, верны Конституции и принципам демократии и правового государства. По меньшей мере - на словах. Но чтобы оказаться в парламенте, партия должна набрать по всей стране не менее пяти процентов голосов.
Когда мой рабочий день закончился, мы с коллегой посидели у телевизора, послушали новости. И уже было понятно, что госпожа Меркель вышла на третий срок.
А учитывая тот факт, что заметная часть голосов отошла к партиям, не преодолевшим пятипроцентный барьер, христианские демократы впервые со времен первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра чуть было не добились абсолютного большинства мест в будущем составе германского бундестага, что позволило бы им сформировать фактически однопартийное консервативное правительство.
Почему немцы снова почти единогласно отдали предпочтение госпоже Меркель, которая вчера вечером - в элегантном синем костюме - выглядела уставшей, но чрезвычайно довольной?! Причины просты: избиратели по достоинству оценили курс канцлера по спасению евро. Большинство из них считают, что это именно Меркель помогла Германии избежать финансовых проблем, с которыми столкнулись во время кризиса некоторые страны еврозоны. Свое собственное экономическое положение жители Германии оценивают в целом хорошо - особенно в сравнении со своими соседями по еврозоне. Примечательно, что даже большинство малоимущих немцев с доходами, не превышающими полторы тысячи евро в месяц на семью, считают, что им живется скорее хорошо, чем плохо. То есть - от добра добра не ищут.
Если что и омрачило настроение Ангелы Меркель вечером 22 сентября, так это провал на выборах ее прежнего партнера по правительственной коалиции - Свободной демократической партии Германии - FDP.
Впервые за все время существования Федеративной Республики и самой FDP партия не смогла преодолеть пятипроцентный барьер и не вошла в парламент.
Как считают наблюдатели, избиратели “наказали” либералов за утрату их собственного политического профиля, добровольный отказ от своей былой корректирующей роли в правительственном союзе с той или иной крупной партией и превращение в лоббистов интересов отдельных узких групп населения.
Вот, собственно, и все - коротко и, надеюсь, по существу - о знаменательном моменте в жизни страны. Наступило утро следующего дня после выборов. За окном по-прежнему хмурая сентябрьская погода. Все, как всегда.
Но избиратели надеются, что, по крайней мере, не будет хуже. |