|
Константин Маскаев
Кельты уже не те
Футбольный клуб “Шахтер” из Караганды пошумел в Европе, хотя и не попал в групповой этап Лиги чемпионов. Зато добыл путевку в другой престижный турнир - Лигу Европы. А главное - завоевал репутацию, в том числе и не только спортивными достижениями.
Вот о них-то и пойдет речь. О жертвоприношениях. Тем более что, пусть международные спортивные чиновники призывают воздерживаться от подобных ритуалов, “Шахтеру” играть и далее в европейском соревновании. В том числе и в Казахстане, у себя дома. А дома европейские стражи порядка проконтролировать казахстанский клуб не смогут. А ведь у “горняков” традиция, и вряд ли они от нее отступятся. Да и надо ли?
Нет, конечно, предписания чиновников надо выполнять, но, по сути, справедливы ли они?
Нам даже могут попенять, что с недавнего времени казахстанский светский закон, расставивший даже традиционные ислам и православие по своим строго ограниченным территориям, запрещает обрядовые действия вне определенных границ. С этих позиций молиться и приносить в жертву животных у мечети можно, а на стадионе - нет. Но интересно, будь исход матча не столь разгромным для “Селтика”, стали бы представители шотландского клуба уделять столько внимания напрямую не относящемуся к игре действу? На предматчевой встрече с журналистами немало впечатленный главный тренер “Селтика” Нил Леннон на вопрос о жертвоприношении, тем не менее, нашел какие-то слова об уважении традиций и “другой культуре”.
Зато теперь известно, что у карагандинского “Шахтера” это действительно вошло в традицию. Перед важнейшими матчами клуб приносит жертву, режет барана. Но то, что могло бы стать “визитной карточкой” “Шахтера” и, возможно, со временем бы просто трансформировалось в систему символов, например, без крови животных, ввергло в шок шотландских журналистов, а следом и шотландскую общественность. Объясняя (видимо, прежде всего себе) проигрыш любимой команды в гостях, впечатленные журналисты и общественность обнаружили у игроков “Селтика” подавленное состояние и скверное расположение духа, которое накрыло их при виде крови жертвенного животного.
При этом к самим футболистам за комментариями по этому поводу никто не обращался и психологическому тестированию не подвергал. Мы же во всей этой последовавшей позже возне, включая реакцию УЕФА и предупреждение болельщиков и представителей “Шахтера” воздерживаться от подобных ритуалов на спортивных аренах, обнаружили признаки, как измельчал в колыбели цивилизации европейский народец, если даже потомков кельтов смущает вид крови. Неужели генетическая память воинствующих горцев растратила сведения об отчаянной отваге, под натиском которой не сумел выстоять даже Рим? Тем более странно обнаружить такую трепетную нежность у спортсменов.
Казалось, спорт реализует стремление к победе. Победа же чаще всего достается серьезными физическими нагрузками, травмами, той же кровью, волей и стойкостью. И кровь, как бурлящая, по выражению Ф.М. Достоевского, субстанция, для сильного духом воина или спортсмена должна была бы послужить стимулом: распалить и зажечь. Но зажгла почему-то только наших. А соперника ввергла в уныние. Причем настолько, что игрокам “Шахтера” удалось сделать гораздо больше, чем просто позиционная победа. Добыв сухую победу у “Селтика”, карагандинский клуб показал, что носит чемпионский титул неслучайно. И дело вовсе не в крови жертвенного животного. Просто на своем поле удалось сыграть блестяще. А в ответном матче, как ни бились “шахтерцы”, та самая “домашняя звезда” светила “Селтику”.
Интересно, что накануне этой игры финального раунда квалификации между “Шахтером” и “Селтиком” казахстанские болельщики другого футбольного клуба, “Акжайык”, провели дома жертвоприношение черного барана - на победу “Шахтера”. Но либо молитва и жертва остались без внимания, либо тот, кому она была адресована, посчитал неспортивным влиять на ход встречи. Реванш, как известно, оказался разгромным для “Шахтера” и исключил возможность казахстанскому клубу оставаться в турнире. |