|
Ботагоз Сейдахметова
На этой неделе в дискуссионном клубе “АйтPARK” обсуждали очередную животрепещущую тему. А именно, тему возможного переименования Павлодара в Кереку, а Петропавловска - в Кызылжар.
Дискуссия с первой минуты стала жаркой и вышла за рамки ономастической стороны вопроса. И неудивительно - к своеобразному барьеру были приглашены председатель общества “Светоч” Алексей Лобанов - с одной стороны, и президент фонда Сарсенбайулы Айдос Саримов - с другой
Избыточный жар споров время от времени умело тушил модератор заседания Нурлан Еримбетов, который делал весьма, на мой взгляд, дельные замечания и резюмировал слишком длинные реплики. Кстати, в свое время он был председателем ономастической комиссии на региональном уровне и решил ни один спор подобного рода. Для затравки Еримбетов рассказал случай из своей московской студенческой молодости. Его товарищ из казахского села в переговорном пункте вызвал фурор у окружающих после громкого вызова оператора: “Чили - на проводе!”. Когда он закончил говорить с родными и вышел из кабинки, его встретили аплодисменты советских граждан, которые в то время страшно переживали за судьбу чилийского товарища Сальвадора Альенде. Уходили ребята из переговорного пункта с революционно-воздетыми кулаками и лозунгом: “Рот фронт!” Сегодня казахское село Чили и в русском написании звучит, как казахское Шиели, то есть “Вишневое”, и вызывает правильные ассоциации.
Забегу вперед: после двухчасового спора, в который были вовлечены не только главные спикеры, но и гости заседания, был сделан примерно такой демократический вывод: “Только спокойный диалог и изучение явления помогут решить любую проблему с пользой для всех сторон”.
Нурлану Еримбетову приходилось применять эту простую истину на практике в первые годы нашей независимости, когда в Казахстане началась волна беспорядочных переименований городов и улиц. Так, на просьбу жителей Аральска о переименовании улиц города, о названии их именами местных батыров он объяснил им, что нынешние названия улиц не носят какого-то строго русского смысла. Морская, Якорная, Песчаная - это, скорее, память об их отцах-рыбаках и стимул к тому, чтобы море ожило и стало опять кормить людей. Он сумел их переубедить, и, может быть, еще и поэтому в Арал сегодня вернулись вода и рыба.
Еримбетов выделил три периода переименований, которые коснулись Казахстана. Первый период - это 1991-1995 годы, когда мелкие местные царьки давали имена улицам в честь своих партийных патронов. Дело доходило до полного абсурда, когда улица имени патрона пересекалась с улицей имени жены этого начальника.
Второй период стал следствием появления новой независимой страны. Третий период начался в 2000 году, и он самый худший. Новое поколение богатых называет улицы в честь своих родителей.
Модератор напомнил рассказ Довлатова, где кучка советских людей стоит на улице и обсуждает тему переименования старых русских названий городов на новые. Один из говоривших робко предполагает, мол, а вдруг и Ленинграду вернут название Санкт-Петербург или, на худой конец, Питер. Довлатов пишет: “А ведь лет пять назад за такие разговоры могли убить человека, и не органы, а толпа”.
Алексей Лобанов считает, что переименование Петропавловска и Павлодара с точки зрения здравого смысла не имеет оснований. Он говорит, что русскоязычное население этих городов против переименования. Впрочем, далее эмоций господин Лобанов пойти не смог, тем паче привести какие-то весомые аргументы и статистику социологических опросов, которые, как выяснилось, там и не проводились.
Оппонент Лобанова, историк Айдос Саримов оказался красноречивее. Он считает, что ономастика - это, с одной стороны, наука, но с другой - история. Более того, своего рода политический инструмент, восстанавливающий историческую правду, которая соответствует настроениям в обществе и в элите. Айдос Саримов говорит, что для постколониальных государств характерны частые переименования названий городов и улиц, и привел пример ЮАР. При этом, по его мнению, противники и сторонники переименований в ЮАР приводят для оправдания своей позиции те же аргументы, что сегодня в Казахстане. Казахстан - тоже бывшая колония и для него характерны постколониальные метания. Причина в том, что в Казахстане не существует общей национальной идентичности. “Казахская история - это борьба за свою идентичность”, - говорит господин Саримов.
По мнению Айдоса Саримова, проблема русскоязычных организаций Казахстана состоит в том, что они хотели бы видеть Казахстан как часть Российской Федерации либо в союзе с Россией и Беларусью. При этом они никак не могут понять и принять, что “этого не будет никогда”. По мнению историка, большинство граждан страны, особенно русские, с большим скептицизмом смотрят на будущее Казахстана, и это связано с имперским и советским мышлением.
Упоминание Советского Союза вызвало реакцию до сих пор неубедительного Алексея Лобанова, который напомнил по этому поводу слова покойного генерала Лебедя: “Кто не сожалеет о Советском Союзе - у того нет сердца; кто сожалеет о Советском Союзе - у того нет разума”. И добавил, что у большинства русского населения Казахстана чемоданное настроение.
На что его оппонент сказал, что, согласно статистике, примерно 30 процентов граждан Казахстана независимо от национальности хотят иммигрировать из страны. Причем не обязательно в Россию, но чаще в Канаду, Германию или Бельгию.
При этом Айдос Саримов выдал оптимистический прогноз о том, что в Казахстане через 10 лет пройдет политика неустойчивости: “Период декадентства, упадничества завершится, и наступит эпоха романтизма”. Дай-то бог.
Нурлан Еримбетов считает, что идея переименовать Петропавловск и Павлодар - это, скорее всего, некий казахский комплекс неполноценности, от которого необходимо избавляться. Его поддержали и гости мероприятия, которые вспомнили примеры прибалтийского комплекса неполноценности по отношению к России и российского влияния на их историю.
В случае с Петропавловском и Павлодаром необходимо узнать мнение самих горожан, ведь это их родные города и никому независимо от национальности не захочется именовать себя керекуйцем. Ведь у этих городов есть своя история, которую умно было бы уважать, иначе может повториться история с хрущевской кукурузой, которую он приказал сажать даже на Камчатке. Хочется верить, что нынешние правители мудрее. |