|
Алла Иванилова
В минувшие выходные в Астане обрушилась стена школы. Как сообщают в МЧС, жертв и пострадавших нет. Причина обрушения стены и без комиссий вполне ясна - ветхость здания, которое было построено на рубеже 60-70-х годов прошлого века. Однако это не единичный случай в столице. Пять лет назад произошло обрушение стены в спортивном зале уже новой столичной школы, которую годом ранее открывал президент. Вглядываясь сегодня в новые, красивые, уникальные здания, невольно задумываешься, насколько они безопасны
Недавний инцидент с частичным обрушением стены здания старой школы произошел в воскресенье вечером. В ликвидации ЧС были задействованы пять спасателей, три кинолога с собаками, две единицы техники МЧС, оперативная группа департамента по ЧС города Астаны, 18 человек личного состава и четыре единицы техники службы пожаротушения ведомства.
Причины обрушения стены сейчас выясняет специальная комиссия.
В 2003 году в Астане в поселке Чубары в новенькой элитной школе на Левобережье рухнул потолок спортивного зала. Авария произошла в час ночи - только благодаря этому удалось избежать жертв. Расследованием причин обрушения занимался специально созданный штаб, который впоследствии выяснил, что в состав приемной комиссии не вошли представители органов архитектурно-строительного контроля. Более того, строительные работы были выполнены, как это часто бывает, в крайне сжатые сроки. Несмотря на “вскрывшиеся” факты, происшествие быстро “замяли”, и общественность успокоилась.
После инцидента в столице, к счастью, не обрушались новые здания. Однако некоторые наши соседи этим похвастаться не могут. Так, все помнят “трансваальскую” трагедию в Москве, где одна из колонн просто взорвалась от перегрузки. А также обрушение крыши Басманного рынка в Белокаменной. Кстати, последний случай произошел из-за неправильного конструирования здания. Архитектор задумал такую систему: теплый воздух будет подниматься к потолку, и, следовательно, снег, скопившийся на поверхности, растает, а вода уйдет через водоотвод.
Однако никто не ожидал, что в российской столице целую неделю продержится температура минус 30 градусов. Снег подтаивал и сразу замерзал, в итоге образовалась ледяная масса толщиной около 50 сантиметров. На такую тяжесть крыша не была рассчитана. Таким образом, здесь налицо промах проектировщика, который не учел опасную возможность: ведь при вогнутой конструкции уборка снега затруднена.
В погоне за оригинальными формами архитекторы и заказчики проектов порой совершают ошибки, которые могут дорого обойтись. Так, например, нынешняя мода - большие пространства в помещении. Чтобы этого достичь, уменьшают количество опор, что крайне рискованно. Также в последнее время повсеместно стали строить купольные здания. Архитекторы такие сооружения сравнивают с грибами, на “ножку” которых насаживают многотонную “шляпку”. Именно из-за таких неудачных, рискованных конструктивных решений зачастую происходят различные обрушения. И такие решения принимают либо неопытные, либо непрофессиональные эксперты.
Предварительного анализа и исследования этих решений практически не проводится, поскольку это входит в компетенцию научных архитектурных и строительных институтов, которых в республике просто-напросто нет. В итоге мы получаем не только “Пизанскую башню”, но и сырость, плесень, отсыревшие промерзающие стены, отслаивающуюся штукатурку.
Для обеспечения качества строительства необходим строгий многоступенчатый контроль. Во-первых, это выполнение самого проекта и его экспертиза. Чем выше стартовая надежность здания, тем лучше его эксплуатационные качества. Если в Японии этот показатель составляет около 93 процентов, в Германии - 91, то в бывших странах СНГ - порядка 70 процентов.
Строители, возводя объект по проекту, вносят туда “рабочие” дефекты, тем самым усугубляя опасность обрушения и прочих аварий. Между тем у подрядной организации должно быть два вида внутреннего контроля: входной - над качеством материалов, изделий, полуфабрикатов, и операционный - при непосредственном выполнении работ. К сожалению, оба эти вида может обеспечить только крупная строительная корпорация.
Качество строительства сегодня страдает вследствие “гонки” на скорость возведения объектов. Успели к празднику или к определенной дате - молодцы, не успели - взыскание. Заказчик требует быстрее, строитель делает распалубку раньше времени, затем образуются трещины, деформации, прогибы. Исправлять нет времени, замазал, где надо, и благополучно забыл.
Нельзя забывать, что в Астане есть свои особенности строительства, которые необходимо учитывать при проектных расчетах: слабые грунты, резкие перепады температур. Поэтому нужно возрождать специальные научно-исследовательские институты, которые могли бы разрабатывать новые технологии для минимизации возможных рисков. Действенной мерой может стать недопущение к процессу строительных работ людей, не имеющих подтверждения своих профессиональных умений и знаний норм техники безопасности.
Сегодня дешевую рабочую силу в столицу поставляют дружественные Узбекистан и Кыргызстан или отдаленные южные регионы страны. Навыки профессии новоиспеченные “строители” получают на ходу. Кроме того, необходимо ужесточить контроль над фирмами, которые занимаются проведением проектных работ, а также усовершенствовать правила выдачи лицензий. У нас зачастую разбираются уже по факту: рухнет - начинают разбираться, кто там виноват: архитектор, эксперт или строитель.
Уникальные объекты с оригинальными конструкциями должны строиться по уникальным расчетам. Нужно приглашать не только архитекторов с мировыми именами, но и экспертов, поскольку местные исследователи сегодня вряд ли смогут все учесть и гарантировать стопроцентную безопасность. Хотя от того факта, что госэкспертиза в Казахстане работает более эффективно, чем в соседних странах, уже становится спокойнее.
Астана |