ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Закон жизненных циклов Исследования

Ботагоз Омар
В то время как в мажилисе в настоящее время рассматривается законопроект по вопросам государственно-частного партнерства, в соответствии с которым на правовом уровне вводится 20 новых форм и контрактов ГЧП, российские предприниматели советуют своим казахстанским коллегам не терять время, используя все имеющиеся рычаги не только в рамках узкого правового профиля. К примеру, в соседней стране ряд ГЧП-проектов реализовали на основе Гражданского кодекса. О российском опыте в интервью “НП” в кулуарах АЭФ рассказал председатель совета директоров ООО “ТРАНСПРОЕКТ”, кандидат экономических наук Виталий Максимов

alt
- Виталий Вячеславович, в своем выступлении Вы говорили о трех основных аспектах реализации проектов ГЧП в социальной, транспортной сферах и сфере ЖКХ. Некоторые эксперты считают, что ошибкой нашей страны в реализации модели ГЧП стало то, что мы поторопились начать сразу с концессионных проектов. А потому она не так активно внедряется в настоящее время. Разделяете ли Вы эту точку зрения?

- Касательно того, что законодательство о концессионных соглашениях у вас появилось первым, я не вижу никакого трагизма, у нас оно тоже появилось первым. Ничего плохого здесь нет. Да, со временем, используя законодательство, работая над ним, мы приходим к пониманию того, что не все проекты могут быть эффективно реализованы в рамках данного законодательства. В нашей стране мы пошли двумя путями. Первый путь - более ранний, это расширение регионального законодательства. То есть у субъекта РФ начала появляться собственная законодательная база, расширяющая федеральный Закон “О концессионных соглашениях” и дающая больший простор для местных инвесторов. Второе направление - это совершенствование федерального законодательства. У нас 13 марта внедрили в государственную думу Закон о государственно-частном партнерстве. И там будет, конечно же, большее количество моделей ГЧП описано. Он будет более универсальным. Надо работать как над совершенством самого закона, чтобы он был более гибким, так и вообще над расширением всего спектра в целом.
У нас в России ряд проектов, осуществляемых в форме капитальных вложений, реализовали на основе Гражданского кодекса и федерального закона об инвестиционной деятельности. На мой взгляд, наиболее эффективный способ реализации проектов ГЧП - идти от проекта к законодательству, а не наоборот. Когда ты понимаешь, что в какой-то сфере региона есть дефицит какой-либо инфраструктуры, то имеет смысл, имея в голове этот проект, искать то законодательство, в русле которого данные проекты могут быть реализованы.
- В рамках АЭФ и на многих других форумах чаще всего говорится о сложности привлечения длинных денег, поскольку и в Еврозоне продолжается кризис, и в наших странах не самое лучшее положение. На Ваш взгляд, как в настоящее время обстоит вопрос с привлечением инвестиций?
- Я бы не сказал, что ситуация улучшилась. Она примерно такой же и остается. Просто мы вроде бы вжились в нее и начинаем думать, что же из нее сделать. На мой взгляд, во-первых, нам нужно в настоящее время выходить из гигантских проектов, потому что мегапроекты требуют мегафинансирования. Их надо делить, делать отдельные небольшие проекты, финансирование под которые можно привлечь легче вследствие более короткого периода окупаемости. Во-вторых, государству необходимо поддерживать частных инвесторов. Не надо по всем: по отдельным проектам. Может быть, предоставляя государственные гарантии, может быть, привлекая какие-то институты развития. Усилия должны быть с обеих сторон. Но и банки, конечно, тоже должны быть готовы. У нас целый ряд банков, которые готовы финансировать, но вопрос сроков. Это вопрос для обсуждения.
- Если в Казахстане есть Национальный фонд, и всегда при реализации важных для страны проектов можно привлечь внутренние резервы, то как в этом вопросе обстоят дела в РФ?
- У нас тоже был инвестиционный фонд РФ, который в период кризиса 2008 года скукожился и попытался трансформироваться в региональные фонды. Но в полной мере сейчас, мне кажется, этот механизм уже не работает. Именно с точки зрения фондирования и создания такого рода проектов. Однако механизмы институтов развития используются в лице Внешэкономбанка. Он предоставляет займы для реализации больших проектов от двух миллиардов рублей на достаточно длительные периоды.    
- Поскольку ГЧП в наших странах внедряются с недавнего времени, нередко встает вопрос градации между маленькими и большими проектами.
- На мой взгляд, если базироваться на Внешэкономбанке, он участвует в проектах от 2 миллиардов рублей (около 700 миллионов долларов США). Поэтому я такие проекты отнес бы к категории больших проектов. При том, что раньше планка у Внешэкономбанка была еще выше. Есть масса маленьких проектов. Например, строительство самого дешевого детского сада стоит около двух миллионов долларов. Это маленький проект государственно-частного партнерства. Эта сумма вряд ли посильна для маленького бизнеса, но для среднего бизнеса - вполне. В категории от 2 до 700 миллионов долларов находятся все средние проекты, а все остальное - маленькие.
- В своем докладе в ходе пленарного заседания “Государственно-частное партнерство как инструмент привлечения инвестиций” в рамках АЭФ Вы рассказывали о такой форме ГЧП, как Контракты жизненного цикла (КЖЦ). Каковы ее главные особенности?
- Контракты жизненного цикла - это форма ГЧП, реализуемая на основе контракта, заключаемого между государством в лице ответственного органа исполнительной власти и частным инвестором на весь жизненный цикл объекта. В рамках КЖЦ частный инвестор берет на себя расходы по всем этапам реализации проекта. Это и проектирование, и строительство, и эксплуатация. Таким образом, государству нет необходимости брать на себя проектные риски и связанные с этим сложности при проведении конкурса по отбору частных инвесторов. В свою очередь, концедент (государство) оплачивает услуги инвестора. Если рассматривать этот пример в сфере дорожного строительства, то таким образом для пользователя дорога становится абсолютно бесплатной, а частный инвестор получает в течение продолжительного периода (традиционно 25 лет) свои средства назад.
- Насколько казахстанские власти заинтересовались этим опытом?
- Поскольку презентацию произвели впервые, я не могу этого сказать. За день до Астанинского форума я рассказывал о нем в Министерстве транспорта и коммуникаций, в АО “НК КТЖ”. Резонанс, наверное, будет позже. Сейчас пока предварительная заинтересованность есть, но, как известно, от заинтересованности до практического применения путь долгий.
У нас в России этот опыт внедрили два года назад. В дорожной инфраструктуре он пока себя не зарекомендовал. Этот процесс достаточно сложный. Чтобы на федеральном уровне внести КЖЦ в дорожном строительстве, пришлось вносить изменения в федеральный закон, в госдуму, предварительно согласовав со всеми министерствами. Мы эту работу проводили более двух лет.
Интересно тут то, что дорога будет бесплатная. И в этом плане это будет новация в этой сфере. В отношении других объектов инфраструктуры это уже функционирует. Потому что КЖЦ выгодны и перспективны для государства, потому что они уменьшают необходимость затрат на разработку проектно-сметной документации. Строительство ведется сразу на частном партнерстве. Но тут, конечно, есть и обратная сторона медали, потому что в этом случае подготовку проекта по привлечению инвесторов государство должно делать тщательно. Поэтому я специально подчеркнул в своем выступлении, что здесь вопрос, связанный с подготовкой предынвестиционных исследований, приобретает особую важность. В рамках этой работы определяются основные параметры будущего проекта.
- Здесь, наверное, наиболее сильный аспект - социальный. Для населения дороги не будут платными.
- Для населения это, безусловно, очень удобно. Потому что не всегда есть необходимый платежеспособный спрос, не всегда население морально готово к внедрению платных автомобильных дорог. Конечно, это хорошая альтернатива. На мой взгляд, платными можно делать автомобильные дороги магистрального характера. Всевозможные региональные дороги очень сложно будет сделать бесплатными, хотя потребность в дорожной инфраструктуре очень высокая. И здесь на выручку властям может прийти КЖЦ. Ведь бюджета все равно на все не хватит, это неизбежная тенденция.
- В России платные дороги уже есть?
- Да, дорога М4 “Дон” (Москва - Новороссийск). Там ввели уже несколько участков. Но там специфическая форма концессии - эксплуатация. То есть ее частный инвестор не строил, отдельные участки передало государство в эксплуатацию. Концессия используется и в различных других отраслях, не связанных с транспортом. Например, в жилищно-коммунальном хозяйстве (всевозможные банно-прачечные комплексы), в социальной сфере.
- То есть КЖЦ могут действовать наряду с уже запущенными проектами. Можно ли ставить вопрос о том, чтобы уже платные дороги сделать бесплатными на основе КЖЦ? Возможна ли перестройка уже существующих проектов?
- Потенциально возможна, только смысла я в этом не вижу. Потому что если инвестор уже пришел на дорогу, он ее уже обслуживает, и она уже приносит определенный доход. Резон переводить ее из платной в бесплатную может быть только один: какая-то социальная напряженность групп в этом регионе. И то, это может касаться только каких-то определенных участков. КЖЦ - это понятие, не связанное с платностью или бесплатностью. Это связано только с тем, что частный инвестор выполняет весь перечень работ, а платной или бесплатной будет эксплуатация - это отдельная тема и она определяется в ходе рабочего диалога.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение