|
Юлиана Жихорь
Сегодня в стране начитывается около полумиллиона людей с ограниченными возможностями. Большинство из них, живи они где-нибудь в Европе, были бы полностью интегрированы в общество: имели возможность учиться, работать, путешествовать. У нас, к сожалению, пока эта категория населения практически полностью вычеркнута из общественного функционирования: согласно данным Министерства труда и социальной защиты населения, количество трудоспособных инвалидов в Казахстане не превышает 50 тысяч человек (это 12 процентов инвалидов трудоспособного возраста)
Надо честно признать, что отношение к инвалидам в нашем обществе, можно сказать, исторически неравное. Вскоре после Великой Отечественной войны инвалидов буквально депортировали из крупных городов куда-нибудь на окраины, дабы видом своим “настроение жителей” не портили. Инвалиды детства были обречены либо на пожизненное пенсионное обеспечение с полным отсутствием перспективы интегрироваться в нормальное общество, либо обучались и находили работу в специальных “трудовых резервациях”: для слабовидящих, слабослышащих и т.д. До сих пор ремонтом обуви в стране занимаются люди с плохим слухом.
Но это скорее исключение, нежели правило. Сейчас и специальных трудовых кооперативов для инвалидов единицы.
Сегодня на обочине жизни оказываются много людей с ограниченными возможностями. И это несмотря на то, что данная категория населения, как выразилась председатель ОО “Ассоциация женщин-инвалидов “Шырак” Ляззат Калтаева, может вносить весомый вклад в ВВП страны. К слову, именно так ей ответили во время ее поездки в Японию. Она рассказала, что местные чиновники сообщили ей, что в их стране она даже инвалидом бы не считалась. У нас, увы, все по-другому.
Программа занятости-2020 начала менять ситуацию в лучшую сторону. У людей с инвалидностью появилась возможность “трудиться, зарабатывать и чувствовать себя достойными людьми, а также стала хорошим трамплином, возможностью получить трудовые навыки, почувствовать уверенность в себе”. В рамках Программы занятости подписали социальные контракты с 1049 инвалидами. Сейчас надо думать о том, как люди с инвалидностью, которые сейчас по этой программе работают в наших общественных объединениях, могут дальше выйти на открытый рынок труда.
А для начала нужно сообразить, как им вообще выйти из дома. Предлагаемые властями пандусы строят под таким уклоном, что по ним здоровому трудно подняться, не то что въехать на коляске. Об этом даже премьер сказал: “Сами видите, по некоторым пандусам даже не каждый здоровый человек рискнет подняться или спуститься... В таких случаях объект (строительный. -
“НП”) не должны принимать в эксплуатацию. Поэтому необходимо еще при проведении государственной экспертизы документации на строительство или ремонт объектов социальной инфраструктуры обязательно учитывать СНИПы по доступу людей с ограниченными возможностями”, - заявил он.
Со стороны общественных организаций инвалидов поступила просьба о расширении социальной службы “Инватакси”. На это Министерство труда и соцзащиты предложило производство специализированных автомашин в нашей стране на основе автосборочного завода в Костанайской области - на базе выпускаемых там реанимобилей. И хотя это пока капля в море, начало все же положено.
Кстати, премьер-министр Серик Ахметов озвучил цифры: на 1 января 2013 года инвалидам доступно 11,5 тысячи подъездных путей, около 35 процентов пандусов, оборудовали 702 пешеходных перехода со звуковыми устройствами (15 процентов от имеющихся), 944 специальных автобуса для обслуживания инвалидов (6,5 процента). Также обустроили 2,8 тысячи пассажирских остановок к посадке в транспорт общего пользования людей, имеющих затруднения с передвижением (30 процентов). “Функционируют 102 инватакси. Я обращаюсь к акимам областей. В среднем это 7-8 инватакси на регион. Теперь посчитайте, уважаемые наши акимы, это много или мало?” - обратился премьер. В автобусах, говорил он, должны быть места для инвалидов, возможность подняться в транспорт и выйти из него: “Это касается железнодорожных и автовокзалов, аэропортов, где должно быть подъемное устройство для посадки и высадки людей на колясках. Обращаю внимание Министерства регионального развития и Министерства транспорта и коммуникаций на решение этих вопросов”.
“Здесь не должно быть никакого формализма и бездушия. Работа, конечно, в этом направлении велась и до принятия плана в рамках реализации Госпрограммы реабилитации инвалидов 2006-2008 годов. Но она не дала тех результатов, которые устроили бы общество, в том числе наших инвалидов”.
В настоящее время Минтруда приступил к разработке закона “О социальных рабочих местах для инвалидов”. Индикаторы, которые будет преследовать документ, пока не известны. Но министр Серик Абденов озвучил статистику развитых стран, где в активном труде занято около 40 процентов инвалидов трудоспособного возраста. Будем надеяться, что такое произойдет и у нас.
С другой стороны, перед чиновниками сейчас стоит еще одна важная задача: найти в стране рабочие места для здоровых. К 2020 году в связи с повышением пенсионного возраста для женщин образуется дефицит, как минимум, полумиллиона рабочих мест. Как власти смогут обеспечить работой около 700 тысяч человек - пока не ясно. (Точнее, законодательно-то понятно, а вот что получится на практике - это вопрос.)
Впрочем, у самого населения уже начало меняться отношение к инвалидам: из людей, на которых косятся и торопятся пройти мимо, они постепенно превращаются в обычных граждан, которым нужна помощь общественности. В социальных сетях появились и уже активно действуют группы, которые помогают найти работу людям с ограниченными возможностями. Более того, многие казахстанцы предлагают участникам этой группы, инвалидам, приобрести новые навыки: например, разработка проектов или оценка их, дизайн, программное обеспечение. Более того, казахстанцы предлагают вакансии для инвалидов по всему Казахстану с условием работы на дому: web-программирование, все виды переводов со всех языков. Многие мои знакомые, представители малого и среднего бизнеса, уже на начальном этапе становления своего бизнеса планируют, что будут нанимать на работу людей с ограниченными возможностями. Причем не только дистанционно, но и для работы в офисе. “Главное, купить транспорт, чтобы их доставлять до офиса”, - говорят они.
В общем, постепенно рядовое казахстанское общество, не дожидаясь указки сверху, становится гуманнее к своим согражданам. А тем временем в правительстве обещают, что к 2017 году в стране будет создана полноценная система оказания социальных услуг с развитой инфраструктурой для жизнедеятельности и интеграции лиц с ограниченными возможностями.
Астана |