|
Ирина Гайкалова
Вуз и коммерция. Сегодня эти понятия уже практически не отделимы друг от друга. Если вуз не научится эффективно управлять своим процессом жизнедеятельности, обучения, создавать инновационные продукты, выпускать востребованных специалистов, то на этом вузе можно ставить жирный крест. Профессор Санкт-Петербургского университета Николай Тойвонен приехал в Алматы с лекциями и семинарами для руководителей казахстанских вузов. “Только инновационные вузы с хорошей коммерческой жилкой могут стать опорой конкурентоспособного государства”, - утверждает российский ученый
Это уже аксиома: надо уметь создавать продукты с высокой добавочной стоимостью, чтобы не оказаться в хвосте цивилизации. Нам невыгодно производить, к примеру, черенки для лопат, но выгодно производить видеоплейеры, то есть приборы, на которые затрачено много интеллектуального продукта, составляющего их основную стоимость. Получается, те страны будут процветать, которые умеют создавать высокотехнологическую продукцию и услуги.
На вузах лежит большая ответственность, ведь именно они должны стать основой этого процесса. Но что нужно делать для решения этой задачи? Мы встретились с руководителем департамента стратегического планирования и проектного менеджмента Санкт-Петербургского университета, профессором Николаем Тойвоненом в Казахском экономическом университете имени Т.Рыскулова, где проходят его семинары, чтобы поговорить на эту тему.
“Надо научиться эффективно управлять процессом жизнедеятельности вуза, - говорит профессор. - Да и вузы начинают сами понимать, что уже недостаточно той организационной структуры, тех отношений, которые есть в университете для того, чтобы они были полноценными игроками на рынке услуг.
Инновационная цепочка превращения некой идеи в некий патент, а из этого патента в прототип продукта и в конечном итоге в товар, который продается на рынке, задействует разных игроков. Сначала это должны быть вузы, потом инкубаторы, потом научно-технические партии, потом это бизнес. Фактически все начинается с источника. И задача сейчас в том, чтобы этот источник облагородить, насытить, сделать более продуктивным. Как раз в рамках наших встреч с казахстанскими коллегами мы ставим целью обменяться опытом наших стран, а также показать тот опыт, который есть в международной практике по превращению вузов из неких исключительно социальных субъектов в субъекты с экономической составляющей”.
По мнению ученого, сегодня явно прослеживается ожидание общества, которое начинает очень активно влиять на вузы. Что это означает, и в чем выражаются эти ожидания? “Наши страны - и Россия, и Казахстан - постепенно перейдут от простой добычи и продаже нефтепродуктов к их глубокой переработке. Значит, в ближайшем будущем понадобятся химики-технологи, инженеры, в целом - высококвалифицированные специалисты. Если вузы Казахстана, к примеру, не будут готовить таких специалистов, то будущие студенты уедут учиться за рубеж - в ту же Россию. Но кто гарантирует, что они вернутся назад? Тогда получается, что народное хозяйство потеряет потенциальных специалистов. Значит, уже сегодня вузы должны думать о такой организации процесса, чтобы она отвечала требованиям времени”.
Наука должна создаваться в университетах!
Одна из главных проблем сегодня - разобщение науки и образования. Хотя, как показывает мировая практика, наука создается именно в образовательных высших учебных заведениях. Может быть, можно делать науку и без специальных научных институтов? Профессор Тойвонен уверен, что у каждой страны свой путь в этом движении, но отделять науку и образование не нужно - это тупиковый путь развития.
“Почему сегодня в странах СНГ разобщены образование и наука? Потому что вузы не имеют возможности для развития науки или, вернее, не могут создать эти возможности.
Давайте представим, что я, как профессор, прихожу на лекции и читаю студентам свою книжку, которую написал двадцать лет назад. Какова будет ценность этих знаний? Минимальная. А если бы я был профессором от науки, то есть занимался бы действительно актуальными исследованиями и рассказывал о своих наблюдениях студентам, то мои студенты после вуза были бы востребованы и “раскупаемы”. Как же можно науку оторвать от образования? Ведь образование - это не пересказывание того, что написано в умных книгах. Образование - это диалог между старшим товарищем и младшим товарищем на предмет передачи неких навыков, тенденций, чтобы делать интересные вещи в области науки”.
Профессор приводит пример Америки. Там выбор университета студентом может случиться не потому, что это университет известный, а потому что в нем преподает Нобелевский лауреат. И студент поступает именно туда, потому что хочется учиться именно у этого профессора, чтобы затем выйти на рынок труда и сказать - у меня самые актуальные знания.
“На нашем пространстве СНГ бренд университета или ректора может играть роль, но все же надо помнить о том, что значимость вузов именно в профессорско-преподавательском составе. И мы к этому тоже придем со временем, конечно. Как управленцы мы должны наладить жизнь профессоров, чтобы им было комфортно жить и работать”.
Вуз и государство
...“Начнем с того, что во многих ведущих странах мира образование платное, - говорит Тойвонен. - Статус учреждений абсолютно разный. В Великобритании, к примеру, университеты имеют статус автономных учреждений. В этом случае государство дает деньги на имеющийся у него заказ на подготовку специалистов, а остальные средства на свое существование вуз должен заработать сам. Я считаю, что такой подход оздоравливает, очень позитивно действует на общую ситуацию, потому что никогда еще конкуренция не приводила к печальным результатам. Поэтому, когда говорят, что государство “наседает”, я отвечаю: государство действует в своем правовом поле. И те ректоры, которые не хотят заниматься активно добыванием денег, могут жаловаться на то, что им не дают заработать. Но это, скорее всего, отговорки и неумение эффективно управлять вузом”.
Российский опыт развития науки
“Национальный проект развития образования, инициированный в России в 2006 году, можно сказать, был первым пробным проектом республиканского масштаба, который дал очень хорошие результаты. В его рамках государство инициировало 11 подпрограмм (покупка автобусов для школьников, информатизация школ и так далее). Были две задачи, которые имели отношение к высшему образованию. Первая называлась “Поддержка вузов, внедряющих образовательные инновационные программы” и вторая подразумевала создание двух бизнес-школ. На два года были даны суммы от 200 миллионов до 970 миллионов рублей ведущим вузам. Эти деньги должны были быть потрачены по четко распланированным направлениям - материально-техническая база, подготовка методических работ, стажировки, командировки, институациональное развитие - строительство помещений, закуп мебели и так далее.
Я оцениваю реализацию этого проекта процентов на 80. Это высочайшая цифра. Потому что большую часть средств вузы потратили на приобретение современного уникального оборудования. И это явилось мощной базой как для подготовки студентов, так и для научных работ. В 2007 году другие 40 университетов реализуют новые проекты. Я бы сказал так: были проблемы организационного плана, но в этом нет ничего страшного, учитывая, что никогда до этого такие проекты не реализовывались. Я считаю, что этот опыт достаточно уникален, а если бы он воплотился в Казахстане, то все вузы были бы благодарны правительству”.
Платно или бесплатно?
“Общее образование - это стратегический ресурс страны, потому что любое государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были образованными и культурными. А что такое высшее образование? Это - бизнес. Фактически человек выбирает себе будущую карьеру, на которой он будет зарабатывать себе хорошие деньги. Да, есть социально неблагополучные слои общества, которые не смогут позволить себе оплатить учебу в вузе. Но для этого и существует поддержка государства в виде грантов и стипендий. И это есть во всех странах. Но основная масса студентов свое обучение оплачивает”. |