ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Дело молодое Исследования

Анализ мирового опыта показывает, что основной движущей силой малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного, является молодежь. И таким образом играет главную роль в решении социально-экономических проблем. А потому развитию молодежного предпринимательства сегодня в мире придают особое значение. Как в развитых, так и развивающихся странах этому сектору отводят ключевую роль в создании новых рабочих мест и улучшении социально-экономического положения населения в целом.
В свете поставленной главой государства задачи по доведению к 2020 году доли малого и среднего бизнеса (МСБ) до 40 процентов в общей структуре экономики роль и участие молодежи в реализации масштабных социально-экономических проектов и программ приобретают особое значение.
Тем более, что в Казахстане инновационная деятельность должна стать ведущим фактором экономического роста и повышения производительности труда. Поэтому требуется обратить особое внимание на развитие инновационного поведения молодежи и молодежного предпринимательства. О взаимоотношениях государства, молодежного сообщества и бизнеса мы беседуем с Еркином Жакиповым, сопредседателем Ассоциации молодых предпринимателей Казахстана

“НП”: Известно, что недавно разработана Стратегия развития молодежного предпринимательства. Для чего она понадобилась, ведь в нашей стране и без того есть Закон “О государственной молодежной политике в Республике Казахстан”?
alt
Еркин Жакипов:
Дело в том, что Закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 года “О государственной молодежной политике в Республике Казахстан” при перечислении основных целей и принципов государственной молодежной политики обходит тему предпринимательства. А ведь содействие предпринимательской деятельности молодежи названо в качестве одного из основных направлений.
Смысл вот в чем. Казахстан завершил период системного реформирования и вышел на новый этап, главным признаком которого становится необходимость качественного ускорения социально-экономического развития, итогом которого должно стать вхождение в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, приоритетное развитие несырьевого сектора экономики, малого и среднего бизнеса, инновационного потенциала.
Но, несмотря на признание предпринимательства как источника создания новых рабочих мест, расширения возможностей и экономического динамизма, в Казахстане не было систематических попыток посмотреть на него с точки зрения молодежи. Молодежь рассматривалась лишь как особая социально-демографическая группа населения, интересы которой следует рассматривать в приоритетном порядке через содействие предпринимательству в целом. Такое понимание означало отсутствие адекватного понимания потенциальных выгод от предпринимательской активности молодежи.
С учетом этого и разработана Стратегия молодежного предпринимательства, которая, являясь целостным интегрированным документом, направлена на создание благоприятной среды для развития успешного и устойчивого молодежного предпринимательства, содействие рационализации и синхронизации действующей государственной политики, программ и законодательства, стимулирование предпринимательства среди молодых, выявление проблем и определение путей их решения, поиск новых перспективных подходов.
Эта Стратегия отвечает основным положениям Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, Системы государственного планирования в Республике Казахстан, Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития, Закона Республики Казахстан “О молодежной политике в Республике Казахстан” и направлена на реализацию поручений главы государства Н.А. Назарбаева, озвученных на совещании по вопросам развития предпринимательства в НЭП Казахстана “Союз “Атамекен” 22 июня 2012 года, а также статьи главы государства “20 шагов навстречу Обществу Всеобщего Труда”.
“НП”: Но разве недостаточно поддержки, которую государство оказывает предпринимательству вообще? Зачем нужно вынесение “молодежного предпринимательства” в отдельную категорию?
Е.Ж.: Сейчас объясню. Различные аспекты государственной поддержки молодежного предпринимательства регулируются Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года “О частном предпринимательстве”, Законом Республики Казахстан от 7 июля 2004 года “О государственной молодежной политике в Республике Казахстан”, Законом Республики Казахстан “О государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности” и иными нормативно-правовыми актами Республики Казахстан.
Однако на практике получается так, что на законодательном уровне категории “молодежное предпринимательство” фактически нет, то есть нет отдельной категории с уникальными правами, отличными от других субъектов предпринимательства. Молодежь получает поддержку на общих основаниях со всеми.
А это не совсем правильно. Молодежь - это будущее и потому всегда являлась предметом особого внимания государства. Но необходимо принять во внимание тот факт, что возможности молодежного сообщества результативно действовать в качестве субъекта молодежной политики за последние годы сильно ослабли. Это требует от государства принятия специальных мер, ориентированных на повышение его субъектности как базового элемента обеспечения общественно-государственного характера реализации молодежной политики. Иными словами, необходимо выделить политику молодежного предпринимательства в отдельное направление государственной политики.
Сегодня мы имеем дело с поколением молодежи, которое существенно отличается от предыдущих - это рыночное поколение со своей шкалой ценностей и приоритетами. И тот богатый опыт работы в молодежной сфере, который существовал в советский период, в применении к сегодняшней молодежи требует существенного качественного переосмысления и переработки.
Тем более в нашей молодой стране. Согласно статистической информации, молодежь Казахстана в возрасте от 14 до 29 лет - это 27 процентов населения страны, ее численность сегодня составляет 4,5 миллиона человек. А с учетом предлагаемого увеличения возрастного предела категории молодых предпринимателей до 35 лет эта цифра возрастет до 5,2 миллиона человек.
“НП”: Что конкретно предполагает Стратегия?
Е.Ж.:
Стратегия развития молодежного предпринимательства - это искусство и наука эффективного использования всех элементов и инструментов государственной власти, бизнес-структур, НПО для развития молодежного предпринимательства.
Миссией Стратегии развития молодежного предпринимательства является содействие формированию благоприятной бизнес-среды для молодежи, стимулирование активности молодежного предпринимательства, создание молодежной предпринимательской инфраструктуры, позволяющей оптимально и непрерывно реализовывать комплексную поддержку молодых предпринимателей.
Нужно разработать целевую программу развития молодежного предпринимательства. Целью программы должно стать достижение роста предпринимательской активности молодежи посредством создания системы мотивации к созданию предприятий, информационной, организационной и консалтинговой поддержки перспективных бизнес-проектов. Необходим комплекс взаимоувязанных мер, которые позволят молодому предпринимателю начать и развить свое дело.
Необходимо создать условия, при которых банки были бы заинтересованы в предоставлении доступных кредитов начинающим предпринимателям по льготным процентным ставкам. Прежде всего необходимо повысить доступность банковских кредитных ресурсов для молодых предпринимателей, для этого предлагается внедрить систему государственных гарантий кредитования для малого бизнеса. По возможности максимально упростить механизм получения кредита на открытие собственного дела.
Нужен взвешенный подход к налогообложению малого молодежного бизнеса. При этом необходимо четко определить критерии отнесения различных форм молодежного предпринимательства собственно к молодежному бизнесу. Целесообразно установить налоговые “каникулы” в течение первых трех лет работы для предприятий, созданных молодыми.
Еще конкретней, что нужно сделать.
Закрепить на законодательном уровне правовой статус молодого предпринимателя. Создать институт наставничества, предоставить молодым предпринимателям возможность прохождения стажировок на действующих предприятиях, получения экспертных консультаций от уже состоявшихся, успешных бизнесменов. Усовершенствовать механизмы льготного кредитования и микрокредитования для реализации бизнес-проектов молодежи. Рассмотреть вопросы поддержки молодежного предпринимательства со стороны крупных системообразующих предприятий Казахстана.
Наконец, создать Школу молодежного предпринимательства и ежегодно проводить Форум молодых предпринимателей.
“НП”: В СССР государственная молодежная политика имела свою специфику, которая не очень-то стыкуется с рыночной экономикой. Может быть, в мире в этой сфере есть опыт каких-то стран, который пригодился бы Казахстану сейчас?
Е.Ж.:
Международная практика показывает, что не существует единой модели политики по поддержке и стимулированию предпринимательской деятельности среди молодежи. Каждая программа развития молодежного предпринимательства уникальна для конкретного региона, имеет разные цели и задачи, стратегии и мероприятия. Но, конечно, есть страны, где государственная политика в этой области является одним из приоритетных направлений развития, существует налаженный механизм взаимодействия общественных и государственных структур в области решения общих задач.
Опережая другие страны по опыту решения таких вопросов, эти государства уделяют внимание, прежде всего, таким показателям, как защита прав молодых людей в бизнес-процессах, помощь в профессиональной ориентации, поддержка молодежных проектов, создание равных возможностей и т.д. Широко используют различные инновационные подходы, опыт и новейшие достижения науки.
Так, например, в Австрии при Федеральной палате экономики действует специальная организация - Молодая экономика Австрии, в рамках которой функционирует консалтинговый центр для начинающих предпринимателей. Центр предоставляет правовые и практические рекомендации относительно действий, необходимых для открытия собственного бизнеса.
В Германии до 60 процентов расходов на реализацию молодежных программ приходится на коммунальный уровень (около 10 процентов коммунального бюджета), а 35 процентов - на земельный. Это позволяет оказывать помощь молодым людям более адресно, с учетом локальных и региональных социально-экономических реалий и потребностей.
Крупнейшими объединениями молодых предпринимателей в Германии являются Wirtschaftsjunioren Deutschland (WJD), “Союз молодых собственников семейных предприятий” и “Ремесленная молодежь”.
Во Франции в 1997 году ввели программу “Новые услуги, новые рабочие места”, имевшую целью предоставить постоянные (не менее 5 лет) рабочие места молодым людям без трудового опыта и одновременно удовлетворить потребность в рабочей силе в некоторых отраслях. Частным компаниям-работодателям государство компенсировало до 80 процентов расходов на каждое новое место для молодежи.
В целом, в сравнении с зарубежными странами мира, бизнес-климат Республики Казахстан оценивается на среднем уровне. МСБ развивается без заметного роста в производственных направлениях, с низкой конкурентоспособностью продукции и инвестционной привлекательности сектора.
Но даже в этом случае есть способы оказать эффективную поддержку молодежному предпринимательству. Вот вам пример. В настоящее время сформирован целый ряд институтов по поддержке предпринимательства в целом, включая АО “Банк развития Казахстана”, АО “БРК-Лизинг”, АО “Инвестиционный фонд Казахстана”, АО “Казына капитал Менеджмент”, АО “Национальное агентство по эксперту и инвестициям “Kaznex Invest”, АО “КазЭкспортГарант”, АО “Национальное агентство по технологическому развитию”, АО “Фонд развития предпринимательства “Даму”, АО “Аграрная кредитная корпорация”, АО “Казагромаркетинг”, АО “Казагрофинанс”, АО “Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства” и другие.
Однако как в их деятельности, так и в работе крупнейших национальных компаний, включая АО “ФНБ “Самрук-Казына”, АО “Казахстанский институт развития индустрии”, АО “Казахстанский центр государственно-частного партнерства”, АО “Национальный инновационный фонд” и другие, которые являются операторами и инструментами бюджетных программ, основной акцент делается на крупные инвестиционные программы и проекты, не присутствует компонент содействия молодежному предпринимательству.
Это и надо исправлять. Необходимо совершенствовать законодательную базу, системы государственной поддержки и финансовой помощи, инфраструктурного и информационного обеспечения молодежного предпринимательства. Да и вообще пересмотреть приоритеты государственной политики по поддержке молодежного предпринимательства, адаптировать ее к требованиям современного общества, избавляясь от существующих узковедомственных подходов к развитию молодежного предпринимательства.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение