|
Ботагоз Торгаева
Получить материальное поощрение от 150 тысяч тенге и выше, искупаться в аплодисментах коллег и пышных речах, а заодно поднять престиж отечественной науки - все это позволит осуществить публикация статьи в международном научно-рецензируемом журнале с высоким импакт-фактором. Титулы, слава, признание и даже продвижение по карьерной лестнице - такой перечень мотиваций красноречиво говорит, насколько важны для государства подобные публикации.
Поскольку каждая новая статья не только работает на имидж Казахстана как страны с конкурентоспособной наукой на международном рынке научных исследований, но и значительно увеличивает качественное содержание исследований внутри страны и, соответственно, конкурентоспособность научной и образовательной систем в целом. То есть, по сути, играет роль странового брендинга интеллектуального потенциала нации
Впрочем, вопрос: “где мы находимся в настоящее время и легко ли будет достичь высоких показателей публикационной активности?” - является актуальным не только для Казахстана, но это также вопрос категории №1 научно-исследовательского сообщества всего постсоветского пространства.
По данным крупнейшего европейского издательства и медиаконцерна Springer, индекс цитируемости казахстанских авторов (ученых) в Казахстане растет, но по сравнению со странами с аналогичной численностью населения, производства и темпов роста Казахстан отстает.
Выступая в сенате парламента 9 ноября 2012 года, глава МОН Бакытжан Жумагулов отметил рост более чем в 3 раза количества ссылок на работы казахстанских ученых в мировых изданиях. По информации министра, за первое полугодие 2012 года опубликовали более 500 статей, к концу года ожидают от 800 до 1000 публикаций. К примеру, за 2011 год опубликовали менее 500 статей в зарубежных журналах с высоким импакт-фактором.
По прогнозам МОН, в течение следующих 2-4 лет Казахстан по этому показателю выйдет на уровень 2 тысяч публикаций в год. Возросшее количество и качество статей объясняют стимулированием и поощрением исследователей по повышению результативности научно-исследовательских работ.
“В Казахстане, - утверждает доктор Ph.D, доцент, “Лучший молодой ученый 2008-2010 МОН РК” Наталия Товма, - для получения звания доцента необходимо иметь 2 статьи в международных научных журналах, входящих в базу данных Thomson Reuters, для докторантов, претендующих на получение степени Ph.D, необходимо опубликовать одну такую статью. В Великобритании же, напротив, чтобы докторская диссертация являлась оригинальной, ее результаты или тезисы не должны быть нигде опубликованы.
В 2008 году, как молодой ученый, я прошла научно-исследовательскую стажировку в Гарварде и выпустила в США монографию “Социальная политика: государственный и частный секторы”. При этом могу отметить, что выпустить монографию в США гораздо легче, чем опубликовать исследовательскую статью в авторитетном научном издании. Это является большой проблемой и для американских исследователей. Но тот, кто не хочет погибнуть или исчезнуть как ученый, должен публиковаться, доказывая свою состоятельность постоянно или до определенного момента своей академической карьеры, когда, имея приличный арсенал статей, можно заключать бессрочный контракт с университетом. Публиковаться или нет - для американских ученых вопрос гамлетовский. Но на тех, кто только делает Ph.D, это требование не распространяется.
Это достаточно сложная тема. Думаю, нужно развивать свои отечественные ресурсы, поднимая их на конкурентоспособный, международный уровень. В каждой стране рано или поздно встает вопрос создания собственных журналов, имеющих импакт-фактор. Я была несказанно рада за всех нас, когда узнала, что в Казахстане есть такие журналы, как “Нефть и Газ” - журнал Национальной инженерной академии и “Евразийский химико-технологический журнал” КазНУ имени аль-Фараби, которые входят в число рейтинговых журналов глобальной науки”.
“Отец” первого казахстанского реферируемого журнала “Евразийский химико-технологический журнал”, издающегося на английском языке и имеющего импакт-фактор SJR 0,104, согласно Scopus Journal Metrics, известный ученый-химик, директор Института проблем горения, лауреат государственной премии РК Зулхаир Мансуров, отмечает, что глобализация не оставляет выбора, публиковаться казахстанским ученым просто необходимо.
“В 2008 году, - отмечает г-н Мансуров, - в КазНУ имени аль-Фараби ректор Бакытжан Жумагулов начал большую работу по активизации ученых для публикации в журналах с импакт-фактором. Премию выдавали в размере 100 тысяч тенге. Такую работу продолжил ректор Галимкаир Мутанов. И, как следствие, через четыре года, в 2012 году, ученые КазНУ имени аль-Фараби увеличили в 2-3 раза количество опубликованных статей в журнале с импакт-фактором”.
Ряд стимулирующих мер по росту публикационной активности предприняли в КБТУ. На ученом совете под руководством ректора КБТУ Искандера Бейсембетова официально установили размер единовременного вознаграждения, выплачиваемого сотрудникам КБТУ за опубликование научных статей, издание книг в ведущих издательствах мира, имеющих высокий импакт-фактор. Сумма вознаграждения составляет от 150 до 500 тысяч тенге, в зависимости от величины импакт-фактора журнала, поскольку импакт-фактор (iF) может составлять от 0,5 до 3,5 и даже выше.
В России, в МГУ имени М. Ломоносова, под эгидой ректора Виктора Садовничьего ученым, потратившим в 2012 году личные средства на оплату публикаций в высокорейтинговых научных журналах, полагается компенсация расходов в виде дополнительной стимулирующей надбавки за 2-е полугодие 2012 года.
Следует отметить, что традиция одаривать рублем пришла опять же с западной университетской культуры, где награда быстро находит академических героев. Выходит так, с одной стороны, игра стоит свеч, а с другой - выбора как бы и нет. Может быть, поэтому у американской профессуры родился такой реалистично-грустный лозунг: “Public or perish” (“Публикуйся или погибнешь”), ставший измерением истины в науке Казахстана и всего глобального мира.
В то же время основополагающий научный принцип - “сомнение” - не мог обойти и эту новую реальность. В мировом научном сообществе существует немало дискуссий по поводу импакт-фактора как такового, то есть как единственно верного показателя качества журнала.
К примеру, по мнению казахстанского ученого, доктора физико-математических наук Виктора Тейфеля, “зарубежные гранты были ценны в начале 90-х годов, когда государство резко снизило планку финансирования науки. Сейчас идти с протянутой рукой к зарубежным коллегам просто неприлично, как, в общем, неприлично и непатриотично обращаться к зарубежным “экспертам” за рецензированием наших проектов или за обучением, как составлять заявки на них. Хотелось бы общаться с зарубежными коллегами, сотрудничать с ними на равных, имея, как и они, современное оборудование и все необходимое для работы на мировом уровне. Для ученых сотрудничество гораздо важнее, чем конкуренция. Посмотрите на зарубежные публикации - там почти у каждой статьи десятки авторов, работающих в разных организациях и даже в разных странах”.
В кулуарах мне доводилось слышать мнения, что “если бы академик Дмитрий Сахаров, изобретя бомбу, сначала отправил бы описание своего изобретения на рецензию американским коллегам, то он мог бы оказаться “опоздавшим”, поскольку мог бы найтись какой-нибудь Джон, который “опередил” бы Сахарова. То есть вопрос, извините, плагиата, увы, имеет место быть тоже. И это ни для кого не является секретом, поскольку рассмотрение статьи занимает в некоторых случаях от шести месяцев до года, а за это время ваши идеи могут быть не то что прочитаны, а как бы уже и реализованы. Именно поэтому некоторые отечественные эксперты, скептически относящиеся к новым веяниям, предлагают вначале запатентовать свою идею, а потом уже отправлять ее в виде статьи к своим коллегам. Но это, конечно же, обратная сторона медали - уважающие себя издания и высоко ценящие свою деловую репутацию издательства не будут подвергать риску свое доброе имя ради случая. Поскольку дурная слава разбирательств способна нанести непоправимый урон и отпугнуть авторов”.
В июле 2012 года в Алматы состоялся семинар по подготовке заявок на грантовое финансирование научных исследований, который организовал Национальный центр государственной научно-технической экспертизы при поддержке Комитета науки МОН. Стоит отметить высокую культуру организации этого мероприятия и содержательную часть программы. Участники имели возможность вживую пообщаться с западными экспертами и международными издателями. Но что особенно импонировало в их презентациях, так это искренность, с которой они преподносили материал, отмечая все подводные течения процесса опубликования статьи.
К примеру, редактор издательства Elsevier Себастьян Штрауб отметил, что ненавидит импакт-фактор как систему оценки, как эталон измерения научных достижений. “Она достаточно фальшива. Есть другие критерии оценки журнала”, - отметил он. В качестве других измерений показателей качества спикер назвал eigen factor, h-index. При этом пояснив, что они ни лучше или хуже. “Они другие”, - подчеркнул г-н Штрауб. Но, улыбнувшись, добавил: “Но сегодня мы говорим о том, как должна быть написана статья, чтобы опубликовать ее в журнале с высоким импакт-фактором”. В качестве совета он порекомендовал использовать в своей исследовательской статье приемы детективного жанра. “Если вы хотите кого-то застрелить в 3-й главе, то в 1-й главе или во вступлении вам нужно показать пистолет”, - отметил издатель.
Другой спикер семинара, профессор Вашингтонского университета Майкл Фрачетти, посоветовал делать не просто обзор, а показывать какой-то новый взгляд на вещи, какой-то поворотный момент или сделать глубокий анализ узкого периода. Мировая наука меняется, сегодня приветствуются не просто описание, а какой-то свежий взгляд, междисциплинарные проекты, которые позволяют взглянуть на проблему с четырех точек зрения сразу, и тогда ваше исследование будет мультидисциплинарным.
Мир стоит на пороге третьей индустриальной революции, сегодня каждая страна выбирает свой маршрут следования, идеальных решений нет, ничто не совершенно, но наука сейчас все больше стала ассоциироваться не с закостенелыми догмами, а своими шагами к людям. В самом деле - к чему все эврики, если они не облегчают нашей жизни?
Импакт-фактор журнала (ИФ, или IF) - численный показатель важности научного журнала. Он показывает, сколько раз каждую из опубликованных в журнале статей в течение двух последних лет после ее выхода цитируют в реферируемых агентством Web of Science журналах.
В соответствии со значением импакт-фактора журнала оценивают уровень журнала и качество опубликованных в нем статей. Импакт-фактор журнала используют также при оценке “значимости” как отдельных научных трудов (отдельных ученых), так и научных коллективов в научном сообществе.
Импакт-фактор журнала зависит от многих параметров, в том числе от области исследований, типа журнала и может заметно меняться из года в год. Многие эксперты признают, что ИФ является одним из формальных критериев, по которому уровень публикуемых научных исследований можно сопоставлять только в близких областях знаний. Импакт-фактор журналов оказывает существенное влияние на оценку результатов опубликованных научных исследований, а также на финансовую поддержку исследователей. Журналы с высоким ИФ обычно характеризуются более жесткой системой рецензирования. |