Ботагоз Омар
В мажилисе определены критерии объектов, имеющих стратегическое значение. По их деятельности будет вестись постоянный государственный мониторинг. Однако информация, полученная по результатам данных анализов, относится к разряду коммерческой тайны и предаваться огласке не будет. При необходимости специалисты будут лишь передавать информацию контролирующим органам, если заподозрят в делах компании что-то неладное
Главной целью законопроекта стало определение критериев отбора объектов мониторинга, имеющих стратегическое значение. Представляя данный законопроект в мажилисе в начале апреля, вице-министр финансов Даулет Ергожин сообщил, что первым критерием должно быть социально-экономическое значение для регионов и республики. Вторым является нахождение в их собственности стратегических объектов, и третьим критерием названа принадлежность к национальным холдингам и национальным компаниям.
После “обкатки” предложений разработчика в мажилисе было решено остановиться на формулировке, согласно которой объекты стратегических отраслей экономики должны соответствовать одному из следующих критериев: принадлежность к национальным холдингам или национальным компаниям, или они должны числиться в перечне объектов, формирование и утверждение которых предусмотрено в соответствии с действующим законодательством республики. Например, к таковым относятся градообразующие предприятия, субъекты естественных монополий или субъекты, занимающие доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.
Причем за уполномоченным органом остается право не реже одного раза в три года вносить в правительство предложения по изменению списка объектов, имеющих стратегическое значение. Так, например, в предыдущем перечне числились объекты, которые были объявлены банкротами. А часть государственных пакетов ряда компаний была передана в социально-предпринимательские корпорации и холдинги.
Во время рассмотрения данного законопроекта на пленарном заседании палаты депутат Владимир Нехорошев коснулся вопроса непрозрачности работы компаний, особенно когда речь идет о соблюдении трудового законодательства, экологических требований. “Очень многие иностранные компании, как вы знаете, нарушают законодательство. Посмотрите, заботятся ли они о матушке-земле, сколько сегодня различных техногенных катастроф. Говорят, женщину обидишь - она родит, а матушку-землю обидишь - она рожать не будет. Почему законом запрещено публиковать результаты мониторинга?” - обратился он к представителю Минфина.
На этот счет Даулет Ергожин ответил, что вся информация, которую уполномоченный орган получает в ходе мониторинга, относится к категории коммерческой тайны. “Если мы начнем публиковать информацию, которую мы извлекаем - берем бухгалтерский баланс, стратегические документы, финансовые потоки, то предприятия-конкуренты, в том числе зарубежные, конкурирующие на зарубежных рынках вместе с нашими предприятиями, могут использовать эту информацию против этих же предприятий, - ответил он. - Тем самым мы, наоборот, добьемся отрицательного эффекта, раскрыв все карты наших предприятий. Та информация, которую мы получаем, не классифицируется как секретная государственная, однако используется для работы наших государственных органов”.
Вице-министр добавил, что за период с 2005-го по 2007 год Минфином в адрес других госорганов было направлено более 430 рекомендаций, по которым были проработаны конкретные вопросы. “К примеру, конкретный вопрос прорабатывался по “Миттал Стил”, он также был выявлен в ходе мониторинга. Эти материалы стали основанием для проведения соответствующей налоговой проверки и помогли выявить все эти нарушения”. |