Алла Иванилова
Отечественные правоохранительные органы в ближайшем будущем перейдут на международные стандарты несения полицейской службы. Прежде всего это предусматривает использование современной техники и усовершенствование всей полицейской процедуры, начиная от приема заявлений и заканчивая ведением производства административных материалов и уголовных дел. Между тем общественные организации констатируют, что в стране правила содержания задержанных не соответствуют минимальным стандартам
Отечественные стражи порядка, посмотрев, как работают коллеги за рубежом, решили внедрить их опыт. “В Лондоне с населением в 7 миллионов человек на улицах практически не видно полицейских, поскольку контроль за общественным порядком осуществляется с помощью более чем 500 тысяч видеокамер”, - заметил пресс-секретарь министра внутренних дел Багдат Коджахметов. Отечественное правоохранительное ведомство намерено последовать примеру британцев и также повсеместно расширять свою систему видеонаблюдения. В 15 регионах страны, за исключением Алматинской области, уже построены центры оперативного управления, которые осуществляют наблюдение за общественным порядком с помощью 600 видеокамер. Мониторинг показал, что в зонах работы этих видеокамер количество преступлений снижается и одновременно увеличивается их раскрываемость. Благодаря видеонаблюдению ежемесячно выявляется в среднем около 18 тысяч административных правонарушений и более 150 преступлений.
Международные стандарты несения полицейской службы, в первую очередь, будут внедряться в столичном ДВД. Впоследствии опыт этой работы будет распространяться по всей стране. Передовые технологии полицейской работы требуют соблюдения стражами порядка конституционных прав и свобод граждан. Именно по этим критериям будет оцениваться деятельность казахстанской полиции.
Если раньше Министерство внутренних дел являлось одним из самых закрытых ведомств, то сегодня двери открыты для всех. По крайней мере, так говорит руководство МВД. В доказательство своих слов министерство намерено создать общественные советы по контролю за деятельностью полиции при всех своих районных подразделениях. “Мы начали с верхов, но думаю, что со временем общественным контролем будет пронизана вся наша структура, вплоть до самых низших территориальных подразделений полиции”, - заметил вице-министр МВД Алик Шпекбаев.
Однако общественные организации, проводящие сегодня мониторинг деятельности правоохранительных органов, жалуются на необоснованную закрытость со стороны полицейских. В свое время министр внутренних дел Бауржан Мухамеджанов первым предложил проверять деятельность своих сотрудников, при этом пообещав проверяющим, что для них в любое время дня и ночи будут открыты полицейские участки и изоляторы временного содержания. На деле оказалось не совсем так. Общественный фонд “Хартия за права человека” в данное время проводит проект по мониторингу полицейских участков и ИВС в Алматы. “В тайны следствия мы не лезем. Задача - отследить ситуацию, провести мониторинг условий содержания и обращения с задержанными”, - поясняет исполнительный директор Фонда Жемис Турмагамбетова, при этом констатируя, что ее проверяющие получают право беспрепятственного посещения данных учреждений, однако “в несколько урезанном виде”. А это противоречит Факультативному протоколу к Конвенции ООН против пыток, который прошел уже две палаты парламента и находится на подписании у главы государства. Данный документ предусматривает изменение отечественного законодательства в части обращения с задержанными лицами. Так, Факультативный протокол устанавливает систему регулярных посещений мест лишения свободы международными и национальными органами. Проверяющие имеют полное право прийти без предупреждения, а также проводить частные беседы с задержанными или осужденными лицами. По итогам мониторинга они предоставляют правительству свои рекомендации, направленные на улучшение обращения с осужденными и условий их содержания.
К сожалению, требования Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток сегодня выполняются не в полном объеме. Проверяющие не могут получить разрешение на беседу с задержанным или осужденным наедине, а также доступ к правилам, регулирующим содержание задержанных. Стражи порядка аргументируют, что данные документы являются закрытыми. Исполнительный директор общественного фонда “Хартия за права человека” Жемис Турмагамбетова неоднократно писала по этому поводу министру внутренних дел Бауржану Мухамеджанову. “Я полагаю, письмо, которое я направила, к министру не попало”, - поделилась она своими подозрениями. А также коротко констатировала результаты проведенного мониторинга, который проходил “в урезанном виде”. Так, в алматинских ДВД правила содержания задержанных не совсем соответствуют минимальным стандартам, а вот в районных отделах полиции и РОВД “абсолютно не соответствуют”. “Небольшая камера, примерно в 9 квадратных метров, в которой отсутствует доступ к свежему воздуху, к дневному освещению, повышенная влажность и место оправления нужд находится на виду. Это можно рассматривать как пытку - не физическую, а нравственную, антигуманного содержания”, - констатировала ОФ “Хартия за права человека”.
Астана |