|
Ирина Гайкалова
Пресловутый кризис казахстанской экономики имеет не только сильно ощутимые минусы. Один, но жирный плюс тоже присутствует - мы, наконец, спустились с небес на землю, у нас появился шанс трезво оценить положение вещей. И этим шансом нужно воспользоваться
Что мы имеем сегодня? Застывшие стройки, инфляцию и рост цен на все - от продуктов питания до света. Отдельный вопрос - строительство, на котором, как оказалось, держалась большая часть экономики. Казахстанский рынок недвижимости, видимо, ждет долгая стагнация. Вице-президент Казахстанской федерации недвижимости Серик Туржанов недавно отметил, что с рынка уходят крупные игроки - строительные компании. Одни едут в Петербург и Москву, другие - в Сочи на строительство олимпийских объектов.
Наша упавшая в цене недвижимость уже никому кроме нас самих не интересна. А это значит, что рост строительства не только замедлится, но и грозит вовсе остановится. Нельзя забывать, что эта проблема потянет за собой другие - массовые увольнения, рост безработицы. Если учесть, что на строительном рынке “кормится” около 2,5 миллиона человек, то негативный мультипликативный эффект от строительного коллапса будет серьезным.
|
Кризис грозит ростом безработицы |
Что касается цен на продукты, то они растут и очень даже быстро. Председатель Национального банка недавно отчитался о ситуации на финансовом рынке страны. Инфляция в мае составила один процент. Причиной сохранения инфляции был назван непрекращающийся рост цен на продовольственные и непродовольственные товары. Так, хлебопродукты и крупы стали дороже почти на 3 процента, а бензин подорожал на 2 процента. Также поднялись цены и тарифы на услуги пассажирского транспорта и медицинские услуги.
Как расценивают дальнейшее развитие ситуации в Казахстане эксперты? Свой взгляд высказывает Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков, советник по политическим вопросам Евразийского клуба банкиров, кандидат политических наук.
По мнению Сатпаева, августовские финансовые проблемы Казахстана 2007 года показали наличие кризиса системы государственного управления как результат ее сверхцентрализованности. Несвоевременное реагирование на возникшие проблемы привело к снижению рейтингов многих наших банков со стороны международных рейтинговых агентств.
В немалой степени все это связано с тем, что в течение долгого времени казахстанская экономика активно вливалась в динамичное, но нестабильное море мировых рыночных процессов. Это приносило свои плоды в виде стремительных темпов экономического роста и притока инвестиций. Но, как оказалось, это также имело свои издержки.
“Одним из результатов изменения экономической ситуации является то, что в Казахстане меняется государственная политика как по отношению к реальному сектору, так и к финансовым структурам, - размышляет Сатпаев. - Идет процесс огосударствления экономики посредством ужесточения законодательства или через выкуп акций. Это видно в энергетической сфере, в горнорудной промышленности, уже произошло на информационном пространстве и может начаться в финансовом секторе. Государственный патернализм из сферы политики медленно, но уверенно перетекает в экономику”.
Для этого, по мнению политолога, были вполне объективные причины, ведь на фоне неблагоприятной ситуации, складывающейся на мировых фондовых рынках, связанной с проблемами на ипотечном рынке США, казахстанские банки столкнулись с дефицитом ликвидности на внешнем и внутреннем рынке из-за глобального роста ставок.
Снижение инвестиционного интереса к местным банкам произошло, несмотря на высокие темпы роста банковской системы и стабильное макроэкономическое положение Казахстана. Тем не менее Казахстан все еще является развивающимся рынком, а такие рынки, как показал азиатский финансовый кризис десятилетней давности, страдают первыми из-за изменений в настроении международных инвесторов на более консервативное. В таких случаях именно активная роль государства может сыграть стабилизирующую функцию.
Далее: только в 2008 году казахстанским банкам придется выплатить иностранным кредиторам 17 миллиардов долларов. Общий совокупный банковский долг составляет почти 80 миллиардов. Это приведет к снижению внутреннего кредитования, так как средства банков будут аккумулироваться и направляться на погашение долга. В результате казахстанские банки вынуждены, в свою очередь, повысить процентные ставки по выдаваемым кредитам. Это может негативно сказаться на темпах экономического роста и, в целом, поставить под угрозу выполнение многих государственных программ, в частности, поддержку малого и среднего бизнеса.
“В то же время банки будут вынуждены переориентироваться на внутренний рынок, - говорит Д.Сатпаев, - что приведет к росту конкуренции за местные ресурсы - депозиты населения и юридических лиц. Исходя из этого наблюдается повышение процентных ставок также по размещениям депозитов. Но в условиях наблюдаемого оттока капитала из страны проблема инфляции вновь выходит на первый план. А это значит, что нехватка ликвидных ресурсов на внутреннем рынке, даже при условии их избытка в стране, останется перманентной”.
Для стабилизации ситуации правительство Казахстана уже выделило 4 миллиарда долларов на финансирование строительных компаний, малого и среднего бизнеса, а также для реализации государственных программ. Руководству Национального банка пришлось признать, что в 2008 году темпы экономического роста будут замедлены до 5-7 процентов, чего в последние 6 лет не случалось...
“Но не совсем уверенно прозвучали заверения о том, что инфляция будет удерживаться на уровне, не превышающем 10 процентов, тогда как, по прогнозам некоторых казахстанских экспертов, к концу 2007 года она уже достигла 18 процентов. От роста инфляции особенно сильно пострадают новый средний класс (сфера услуг), мелкий бизнес и вообще жители крупных городов. Вся проблема заключается в том, что на данный момент прослойка среднего класса незначительна (от 15 до 20 процентов), а потому в случае экономического кризиса его удельный вес станет еще меньше. Но дефолт, пусть даже незначительный, повлечет снижение материального положения большей части казахстанцев. Собственно, по этой причине представители среднего класса утратят свой социальный статус, спустившись к его нижней отметке”, - отмечает политолог.
Видимо, боясь таких последствий, на одном из последних заседаний правительства была дана установка сократить государственные расходы по всем направлениям и программам, кроме социальных проектов.
В это же самое время увеличение социальных расходов правительство собирается компенсировать за счет экспортной таможенной пошлины на продажу сырой нефти.
И все же, по мнению Сатпаева, с точки зрения экономического развития Казахстана финансовая встряска пошла всем на пользу - и государству, и банковским структурам, и строительному сектору.
В целом, в 2008 году правительству и финансовым структурам Казахстана придется приложить большие усилия для того, чтобы были изменены “негативные” рейтинги международных рейтинговых агентств. То есть это будет год финансовой реабилитации республики в глазах мирового финансового рынка и усиления риск-менеджмента у всех экономических игроков. |