|
Алла Иванилова
Превратит ли труд клерка в начальника?
Вопрос изменения рабочего графика в Казахстане поднимают давно. Во многих европейских странах трудовой день уже сократили. У нас же в стране пока над этим думают
Первыми о сокращении трудового дня задумались европейские страны. Сегодня в Финляндии госслужащие трудятся до 16 часов, а в Испании, например, предусмотрен двух-трехчасовой перерыв на сиесту. Во Франции с 1998 года рабочая неделя составляет 35 часов. Однако, как считают профсоюзы, это много и ставят вопрос о шестичасовом рабочем дне или о четырехдневной рабочей неделе. По данным ООН, продолжительность рабочего дня в США ежегодно снижают. Укорачивают рабочий день и в Норвегии, Швеции, Германии, Австралии, Канаде, Ирландии... В целом, за последние сто лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократили вдвое. При этом больше всех работают на Востоке: в Японии и Южной Корее десятичасовой рабочий день.
В Москве тоже с недавних пор задумались о необходимости сокращения рабочего дня до 6 часов. Как уверены психологи, в условиях мегаполиса это необходимо, поскольку люди затрачивают на дорогу до работы и обратно много времени и энергии, что сказывается на эффективности труда. Однако в обозримом будущем сокращение московского рабочего дня не предвидится, и поэтому медики предлагают хотя бы ввести в столичных офисах три перерыва: один - обеденный, два - для физкультминуток, чтобы снизить количество заболеваний глаз и позвоночника. А также настоятельно рекомендуют запретить внеурочные рабочие часы.
В Казахстане, где продолжительность рабочего дня при пятидневной трудовой неделе составляет восемь часов, вопрос пересмотра рабочего графика поднимали неоднократно.
Последний раз - после выхода статьи президента “Общество Всеобщего Труда”. На имя Гульшары Абдыкаликовой, занимавшей еще недавно должность министра труда и соцзащиты, поступило обращение, в котором предлагали переименовать ведомство в Министерство всеобщего труда и увеличить рабочий день казахстанцев на час. “Почему бы Казахстану, если не доводить официальную рабочую неделю до 50-60 часов в неделю, то хотя бы до 45 часов в неделю (по девять часов в день, чтобы сохранить пятидневку)?” - вопрошал народ. В министерстве еще раз напомнили, что восьмичасовой рабочий день соответствует международным стандартам, но при этом добавили, что предложение приняли к сведению.
У казахстанцев, а в частности госслужащих, неоднозначное мнение на этот счет. Одни “за” такую инициативу, мотивируя это тем, что и так засиживаются на работе допоздна и узаконивание одного часа ничего не изменит, зато вырастет зарплата. Другие считают, что с девятичасовым рабочим днем будет невозможно делать личные дела после работы - к примеру, заехать в банк или забрать ребенка из школы, садика.
Однако глава государства, выступая в начале сентября с лекцией “Казахстан на пути к обществу знаний”, дал понять, что сокращения рабочего дня не предвидится, и призвал ориентироваться на опыт корейцев, которые работают по десять часов в день.
Кстати, в свое время в Астане проводили эксперимент по изменению трудового графика. Еще будучи акимом столицы, Умирзак Шукеев в 2005 году весьма оригинально боролся с пробками: для служащих столичных госучреждений он ввел новый рабочий режим - с восьми часов утра, в то время как работники министерств начинали работу с девяти. Дороги удалось разгрузить. Кроме того, для работников акимата изменили время обеденного перерыва. Пока в министерствах обедали с 13.00 до 15.00, в столичных службах - с 12.00 до 14.00. Вскоре обед и вовсе сократили на час, благодаря чему рабочий день астанинских клерков заканчивался не в 18.00, а в 17.00. Эксперимент частично оправдал себя - до сих пор в столичном акимате на обед отводится час, а вот рабочий день с 8.00 “не прижился”, поскольку многие не успевали отвозить детей в садик или в школу. Но в любом случае столичные служащие сегодня официально работают на час меньше, чем их коллеги в центральных ведомствах - с 9 до 18 часов.
На производительность труда влияет не только количество рабочих часов, но и ряд других факторов. Доказано, что те, кому среди рабочего дня удается поспать 20-30 минут, справляются со своими обязанностями лучше. Немецкий ученый Юрген Цулляй даже рекомендовал работодателям: “Хотите повысить производительность труда своих работников - поставьте им хотя бы по раскладушке”. Кстати, в некоторых американских фирмах так и сделали, устроив для своих сотрудников помещения, где можно ненадолго вздремнуть.
Статистика разного рода ЧП напрямую говорит о том, что большинство нарушений связано с продлением рабочего дня служащих.
Американские исследователи, опросив офисных клерков, пришли к выводу, что производительность труда резко возрастает в домашней обстановке. Во-первых, человек не тратит время и деньги на транспорт, а во-вторых, она повышается за счет того, что не нужно заботиться о внешнем виде.
На эффективность рабочей деятельности влияет и “зона комфорта”. Данное понятие разработали ученые-гигиенисты. В этой зоне температура воздуха не должна превышать 18-22 градуса, а влажность - 50-70 процентов. Восьмичасовой рабочий день может быть до тех пор, пока температура в офисе не составит 28 градусов. Далее с каждым градусом время работы должны сокращать примерно на час.
И наконец, последнее слово за медиками, которые предупреждают, что существует прямая зависимость между продолжительностью рабочей недели и риском гипертонии. У тех, кто занят на работе 40 часов в неделю, риск повышенного артериального давления вырастает на 14 процентов в сравнении с теми, чья рабочая неделя не превышает 35 часов. Для тех, кто работает от 41 до 50 часов в неделю, этот показатель уже на 17 процентов выше, а тех, кто набирает более 51 рабочего часа - на 29 процентов.
Астана |