|
Наталия Цой
Неуважение к инвалидам заключается в самом элементарном - например, в доступе в любое муниципальное здание. Или в неправильно организованных перекрестках, где высокие бордюры могут стать непреодолимой преградой для инвалидной коляски, а незрячие пешеходы из-за отсутствия специальных сигналов не могут определить, можно им переходить дорогу или нет. К сожалению, Казахстан пока не относится к такому государству, где люди с ограниченными возможностями чувствуют себя наравне со всеми. Хотя, конечно, сегодня ситуация не такая плачевная, как, скажем, 10 лет назад
“По городу Алматы создана комиссия по проведению инвентаризации и паспортизации объектов по доступу инвалидов, - рассказывает начальник отдела по работе с инвалидами Данипа Искакова. - Это значит, что все государственные структуры должны включить в свой стратегический план, например, постройку пандусов. Это уже большой шаг вперед. Работа ведется поэтапно, сейчас мы в первую очередь выбрали те объекты, где чаще всего наши инвалиды бывают. Это поликлиники, ЦОНы, социальные структуры, ГЦВП и так далее”.
“Для неслышащих мы предоставляем мобильные телефоны со специальными функциями, - говорит Данипа Толепбергеновна. - Невидящие жители города сейчас активно пользуются тифло-комплексами”. Также они обеспечиваются креслами-колясками, протезно-ортопедической помощью, услугами индивидуального помощника, но это в основном для инвалидов первой группы, которые имеют затруднения в передвижении, услугами специалистов жестового языка, им предоставляют гигиенические средства.
Кстати, только в южной столице существует такая услуга, как инватакси. Сейчас по городу курсируют 12 таких автомобилей, в этом году закупили еще 2 автомобиля. Эту услугу предоставляют с мая месяца прошлого года. Но тогда она была доступна только для инвалидов первой группы, и так получилось, что “за бортом” остались дети, которые пользуются креслами-колясками. Эта услуга является настоящей палочкой-выручалочкой и для работающих или учащихся инвалидов первой группы, им положена 21 поездка в месяц, по будням. А для неработающих положено 10 поездок. Чтобы воспользоваться инватакси, необходимо получить направление в районных отделах и подать заявку в диспетчерскую. После чего составляют график передвижения по городу.
“На следующий год мы планируем включить такой пункт, как обслуживание инвалидов и в праздничные дни. Дело в том, что в этом году к нам посыпались звонки перед праздниками, что многие дети и взрослые, передвигающиеся на колясках, хотят побывать на городских праздниках. И мы учли этот момент, - отмечает Данипа Искакова. - Вообще сейчас наша цель - интегрировать инвалидов в общество, чтобы они могли себя чувствовать наравне со всеми. Ведь не секрет, что очень часто человек в коляске вызывает скорее негативные эмоции, чем элементарное сострадание”.
Для детей школьного возраста есть специальные школы, для младших - детские сады. “У нас предоставляют специальные социальные услуги в условиях стационара, полустационара и на дому, - говорит начальник отдела по работе с инвалидами. - Но я хочу сказать по полустационарам. Ассоциация родителей детей-инвалидов “Арди”, ОО “Союз молодежи “Рух” и новый общественный фонд “Мархабат” оказывают именно такие услуги. Утром детей привозят и вечером их увозят. В течение дня они там занимаются трудом, творчеством,
Например, в “Рух” занимается мальчик, у него нет рук, но он настолько хорошо освоил технику рисования ногами, что не удивляться невозможно. Его произведения можно увидеть и на холсте, и на обычном листке бумаги, и на ткани.
А вот о чем пока не может быть и речи, так это об инклюзивном обучении. Вопрос об этом поднимался и в координационном совете, и на местах. К сожалению, у нас нет доступа именно к объектам образования. “Мы подготовили детей к ЕНТ, вооружили их знаниями, но они столкнулись с другой проблемой - они не смогли попасть в здание, - с горечью говорит Данипа Толепбергеновна. - Это можно было сделать только с посторонней помощью. А мы добиваемся как раз обратного эффекта.
Школы у нас вообще не приспособлены для инвалидов. Подъемных устройств нет, пандусы сделаны под таким углом, что по ним невозможно ни подняться, ни спуститься”.
Естественно, что нас интересуют и вопросы трудоустройства людей с ограниченными возможностями, ими занимаются в Центре занятости по городу Алматы, а также в отделе по трудоустройству. На сегодняшний день с начала года к ним обратились 290 человек, из них на курсы направили 12 человек, на общественные работы - 35 человек, на социально рабочие места - 160 человек. Это временные места, а полностью трудоустроены лишь 15 человек.
Как оказалось, у нас есть 3-процентное квотирование, но не все работодатели соблюдают эту норму. За ее несоблюдение штраф очень маленький - 4 или 5 МРП. Поэтому неудивительно, что им проще заплатить эти копейки, чем специально создавать рабочие места для таких сотрудников.
Что, впрочем, неудивительно, ведь у нас нет стимула для компаний, чтобы они брали людей с ограниченными возможностями на работу. Им не снижают налоги, не предлагают взаимовыгодное партнерство с государством, чтобы разделить денежные траты на организацию того же рабочего места. А требования к зданию в данном случае очень серьезные, обязательно должен быть туалет для инвалидов, место на стоянке, где можно было бы спокойно выгрузиться.
Для незрячих необходимо побольше тактильных дорожек, уже сейчас звуковых сигналов на светофоре стало больше, необходимо, чтобы на каждом перекрестке каждый чувствовал себя комфортно, уверенно. Ну и самая главная работа на 2012-2013 годы -проведение инвентаризации, паспортизации зданий в городе, потому что доступ инвалидам должен быть везде. В связи с чем нам необходимо рассчитать, сколько на это потребуется средств”.
Справка “НП”
Побеждать болезнь можно по-разному. Кто-то остается вполне трудоспособным, не выпадая из общественных и человеческих связей, не позволяя недугу поработить себя. Среди непобежденных:
Михаил Владимирович Марголин (1906-1975) - инженер-конструктор, изобретатель стрелкового оружия, потерявший зрение в возрасте восемнадцати лет. За разработку новых образцов стрелкового оружия Марголину присвоили звание “Заслуженный изобретатель РСФСР”. Свою первую малокалиберную спортивную винтовку изобретатель создал в 1934 году, а в 1949 году - малокалиберный спортивный пистолет, названный его именем.
Сергей Анатольевич Поползин (1964) - художник, полностью потерявший зрение в возрасте 25 лет. Удивительные картины Сергея Поползина принесли ему известность не только в России, но и во всем мире. На его холстах простое и понятное сочетаются с таинственным и непознанным. Образы, цвета и чувства - все это живет на картине вместе.
Эрик Вайхенмайер (1968) - первый в мире скалолаз, который достиг вершины Эвереста, будучи незрячим. Эрик Вайхенмайер потерял зрение, когда ему было 13 лет. Однако он закончил учебу, а потом и сам стал учителем средней школы, затем - тренером по борьбе и спортсменом мирового класса.
Луи Брайль (1809 - 1852) - французский тифлопедагог. В 3-летнем возрасте Брайль поранил себе глаз шорным ножом, отчего развилось симпатическое воспаление глаз и он ослеп. В 1829 году Луи Брайль разработал используемый до настоящего времени во всем мире рельефно-точечный шрифт для слепых - шрифт Брайля. Кроме букв и цифр на основе тех же принципов он разработал нотопись и преподавал музыку слепым.
Людвиг ван Бетховен (1770 - 1827) - немецкий композитор, представитель венской классической школы. В 1796 году, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух: у него развился тинит - воспаление внутреннего уха. К 1802 году Бетховен полностью оглох, но впоследствии композитор создал свои самые известные произведения.
Стивен Хоукинг (1942) - известный английский астрофизик. В 1962 году окончил Оксфордский университет, и тогда же у Хоукинга стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза, который привел к параличу. Среди публикаций Стивена Хоукинга есть целый ряд известнейших научных трудов, а его книги “Кратная история времени” и (последняя вышедшая книга) “Черные дыры, молодая Вселенная и другие очерки” стали бестселлерами.
“РИА Новости”
Анна Веклич, корреспондент “РИА Новости”
В российских школах постепенно создают необходимые условия для того, чтобы в них могли учиться дети с инвалидностью - за 2011 год с этой целью модернизировали 300 школ и еще 450 учебных заведений планируют обустроить до конца текущего года. О софинасировании региональных программ поддержки инвалидов и о том, как сделать профессию сурдопереводчика более востребованной, рассказал в интервью “РИА Новости” директор департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты России Григорий Лекарев
- Начался новый учебный год. Сколько детей с ограниченными физическими возможностями здоровья пошли в этом году в школы?
- По нашим сведениям, в России в настоящее время насчитывается 570 тысяч детей-инвалидов. По данным Минобрнауки России, 239 тысяч ребят с ограниченными возможностями учатся в обычных общеобразовательных школах, при этом в обычных классах - почти 128 тысяч детей, в коррекционных классах при массовых школах - еще 111 тысяч. Для сравнения: в специальных коррекционных школах цифра достигает 204 тысяч человек.
Надо сказать, что сегодня инклюзивное, или интегрированное образование - основной вектор государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов. Когда ребенок с инвалидностью учится в обычной школе, он остается в семье, не уезжает на длительный период в интернатное учреждение и в то же время имеет возможность общаться со сверстниками.
- Будет ли организована работа с обычными детьми и их родителями, чтобы они воспринимали инклюзивное образование как норму?
- Ни для кого не секрет, что в обществе существуют предрассудки по отношению к инвалидам, и возникают они, в основном, из-за низкой информированности граждан и отсутствия опыта общения с инвалидами. Безусловно, такое общение необходимо, оно помогает людям относиться к инвалидам не просто толерантно, а прежде всего дружелюбно, быть готовыми оказать помощь. Для этого в первую очередь необходимо совместное обучение с самого разного возраста. При этом происходит и обратный процесс - подготовка ребят с инвалидностью к взрослой жизни, развитие их потенциала, умственных и физических возможностей. При этом инклюзивная среда в образовании никак не отменяет коррекционной работы с инвалидами.
Минтруда России продолжает информационную кампанию - пропаганду толерантного отношения к инвалидам в образовательных учреждениях. Была разработана стратегия, основанная на идее, что ценность человека превыше любых ограничений. Нас нельзя разделить на инвалидов и неинвалидов - это и есть основной слоган кампании, которая предусматривает разработку и размещение видео- и аудиороликов, интернет-баннеров, материалов для наружной рекламы.
- Совсем недавно в Госдуму внесли законопроект о жестовом языке. Как подготовить нужное число сурдопереводчиков, чтобы все госучреждения могли обслуживать людей, которые общаются только на языке жестов?
- Сурдопереводчиков действительно не хватает. По данным Всероссийского общества глухих (ВОГ), нужно подготовить не менее 7,6 тысячи специалистов, а в настоящее время в России их работает всего 1,1 тысячи. Этот показатель рассчитан исходя из того, что один сурдопереводчик должен обслуживать не более 25 инвалидов по слуху.
Профессиональных сурдопереводчиков сегодня обучают в Межрегиональном центре реабилитации лиц с проблемами слуха Минтруда России, в Московском педагогическом, Волгоградском и Орловском государственных университетах. На уровне дополнительного образования подготовка сурдопереводчиков ведется почти в 20 регионах России. В десяти высших учебных заведениях обучаются 1,1 тысячи преподавателей жестового языка по специальности “Сурдопедагогика”.
- Как обстоят дела с трудоустройством самих людей с инвалидностью?
- Трудоустройство инвалидов во всех странах мира сопряжено с большим количеством объективных сложностей. В России ежегодно в органы службы занятости населения обращаются 272 тысячи инвалидов - это значительная цифра, то есть примерно 8 процентов от незанятых инвалидов. При этом находят работу не более трети от числа обратившихся - показатель не очень высокий.
Квотирование рабочих мест - это понуждение, и нужно помнить, что любое понуждение воспринимается работодателями негативно. Его не всегда можно выполнить полностью и эффективно. С нашей точки зрения, стимулирование работодателей более результативно.
Размер возмещения затрат на оснащение одного рабочего места с учетом особенностей конкретного инвалида сейчас составляет 50 тысяч рублей. В 2012 году предполагают трудоустроить 7,6 тысячи инвалидов - на эти цели в федеральном бюджете предусмотрели 540,5 миллиона рублей.
- В этом году завершается первый этап реализации государственной программы “Доступная среда”. Можно подвести итоги?
- Первый этап программы завершится в 2012 году, о результатах говорить пока рано, но могу сказать, что, в принципе, все идет по плану. Итоги мы будем подводить в конце года и обсуждать их в начале следующего на очередном заседании координационного совета программы, где заслушаем доклады пилотных регионов - Саратовской и Тверской областей и Республики Татарстан. Речь пойдет о количестве обустроенных объектов, комплексности подходов, применении методик, выявлении рисков, быстроте реакции. Конечно, мы выслушаем мнение людей с инвалидностью, ради которых доступная среда и формируется.
Нельзя сказать, что российское законодательство в корне противоречит международным нормам, но в то же время в нем прописаны не все действенные механизмы реализации прав инвалидов.
Кстати, осенью мы ожидаем вручения ратификационной грамоты Конвенции ООН в Нью-Йорке, и с этого момента положения конвенции станут составной частью отечественного законодательства. Мы сможем ориентироваться на нее в полной мере как на требование закона.
В рамках государственной программы “Доступная среда” в России формируют сеть базовых образовательных учебных заведений, в которых могут учиться дети с инвалидностью. Если на начало программы таких приспособленных школ было чуть более 2 процентов, то к 2016 году показатель должен достигнуть 20 процентов. По итогам 2011-го и 2012 годов для обучения детей с инвалидностью должны переоборудовать 750 учебных заведений. В прошлом году провели работу по 300, в этом году приспособят еще 450.
К концу года мы ожидаем, что 59 регионов России (из 83. - Прим. ред.) охватят этими мероприятиями, то есть уже больше половины. А к 2016 году сеть базовых учебных заведений должны сформировать уже на всей территории страны. Конечно, переоборудовать все без исключения школы - задача непростая, но наша цель - сформировать такую сеть базовых учебных заведений, чтобы в каждом регионе ребенок с инвалидностью мог выбрать, где ему учиться. |