|
Ирина Гайкалова
Накануне Дня журналистики министр образования и науки Жансеит Туймебаев встретился с представителями СМИ республики, чтобы не только поздравить с профессиональным праздником, но и рассказать свое видение текущего момента в сфере образования. Проблем много, но движение вперед необходимо - так можно сформулировать лейтмотив состоявшегося разговора
Встреча журналистов с министром образования проходила в неформальной обстановке - все-таки главным поводом был журналистский праздник. Правда, за фуршетом серьезный тон мероприятия сохранился: были затронуты самые важные проблемы - от детских садов до науки.
Следует напомнить, что Жансеит Туймебаев находится в должности министра уже полтора года. О проблемах образования знал не понаслышке: до вступления на этот пост большая часть трудовой деятельности была посвящена преподаванию в вузах Казахстана и за рубежом. После работы в качестве посла Казахстана в России с энтузиазмом взялся за реформы в образовании страны.
“С чего началась моя работа? С непростой задачи - сократить то неимоверное количество вузов, которое существовало на тот момент в республике. Это очень непросто и очень ответственно. Ведь речь шла о судьбах людей. Вы только представьте, сколько человек работало в тех же филиалах в качестве преподавателей, сколько студентов училось в этих учебных заведениях!”
Министр вспоминает, в каком напряженном режиме работали комиссии, призванные провести проверки в вузах. Только личный контроль и участие в этой работе позволили все сделать максимально объективно и в достаточно короткие сроки.
“Сокращение вузов - объективный процесс, потому что шла профанация высшего образования. Вспомните, в советское время филиалы были редкостью. А у нас их пооткрывали по всей стране. О каком качестве образования, дипломов могла идти речь?”
Как известно, в результате работы комиссий от Министерства образования год назад число вузов было подвержено серьезной корректировке: из 176 осталось 140, из 76 филиалов 58 были закрыты, а студенты распределены по другим вузам.
Мэтр отечественной журналистики профессор КазНУ имени аль-Фараби Сагымбай Козыбаев полагает, что и сегодня еще сохраняется достаточно много “профанирующих” вузовский авторитет учебных заведений. К примеру, по данным С.Козыбаева, в 23 вузах преподают такую специальность, как журналистика. Кто учит будущих работников пера, какого качества учебные программы на этих факультетах и найдут ли себя выпускники - никому не известно.
Министр образования полагает, что проблема решится, но со временем. Уже сделан первый и самый главный шаг - вузов стало гораздо меньше, а значит, и будущие студенты начинают делать свой собственный выбор в пользу того или иного учебного заведения. И репутация учебного заведения будет играть не последнюю роль в этом выборе.
Один из главных и “больных” вопросов повестки дня - Единое национальное тестирование. Каждый год ЕНТ вызывает много шума в обществе. Не стал исключением нынешний. Апелляционные комиссии получили рекордное количество заявлений от выпускников с просьбой о пересмотре результатов экзамена.
Как оказалось, случилась техническая ошибка, которая повлияла в некоторых (но не во всех, разумеется) случаях на результаты проверки тестов. И хотя все недочеты были вовремя устранены, прием заявлений продлен, Министерство образования приняло на себя весь шквал народного возмущения, критики в СМИ. При этом Жансеит Туймебаев сохраняет спокойный рабочий настрой - ничего сверхъестественного не случилось, более того, по мнению министра, впервые за все годы проведения ЕНТ были получены абсолютно объективные результаты. Да, они многим чиновникам от образования не понравились. Не понравились они и родителям, и бывшим школьникам. Но что делать? Если мы хотим двигаться вперед, надо видеть свои ошибки, анализировать их и выстраивать стратегию дальнейшей работы над ними.
На вопрос “НП”: “Что было сделано для достижения объективных результатов ЕНТ?” министр ответил, что была проделана серьезная модернизация процесса организации. “Мы просто не позволили осуществить все те схемы, которые обычно используют при экзамене для выявления правильных ответов: сотовые телефоны с Интернетом, чатом, разного рода шпаргалки и многое другое. Наша главная беда - это хакеры. Именно их вина в том, что результаты ЕНТ становятся известны еще до тестирования.
Так было, но в этом году мы сделали такой хитрый ход: число номера варианта доводилось до выпускников уже на тестировании - за полчаса до окончания. Причем, заполнение данного числа производилось после тестирования при сдаче экзаменационных материалов членам комиссии. Вы понимаете, что это закрыло многим возможность узнать правильный ответ до экзамена. Все это в совокупности и позволило нам сделать результаты ЕНТ наиболее объективными, и мы вправе гордиться этим. Я думаю, когда окончательные итоги будут подведены, мы все сравним и сделаем анализ по республике, тогда картина станет более ясной - что делают наши школы, как мы готовим наших учеников, где у нас наиболее глубокие проблемы”.
Много вопросов затронули журналисты на прошедшей встрече - не часто доводится вот так, без формальностей и официальных запросов, пообщаться с министром образования.
Заработная плата работников образования, обучение за рубежом, новый законопроект о науке, двенадцатилетнее образование - это всего лишь часть того, что было обсуждено в этот день. Министр посетовал, что сегодня трудно найти хороших помощников с “горячими сердцами”: на государственную службу далеко не все идут - работы много, а заработная плата оставляет желать лучшего...
Много времени посвятили вопросам профтехобразования - сегодня они как никогда актуальны: в стране трудно найти хорошего сантехника или электрика. Острый дефицит специалистов порожден долгим невниманием государства к проблемам развития профессионально-технического образования. Сегодня дело сдвигается с мертвой точки: министр отмечает, что из бюджета уже выделены большие средства на решение этих проблем. Будут предъявляться и новые требования к колледжам: многие из них сегодня ограничиваются теорией, так как практика требует наличия определенной материальной базы - тех же рабочих цехов, компьютеров, автобаз и так далее. “Нам нужны не теоретики от специальности, а практики - это должны понимать в наших колледжах”, - отмечает Ж.Туймебаев.
Проблем в образовании много. Реформы, проводимые в разные годы, не всегда давали ожидаемые результаты: от чего-то отказывались, что-то продолжали развивать. Учились, как обычно, на ошибках. Избежать критики и нареканий как ведомству в целом, так и министру, невозможно. Журналисты пожелали министру образования держать удар и довести начатые преобразования до логического конца. |