|
Юлиана Жихорь
Прошедшая зима оказалась, к удивлению правительства, чрезмерно холодной - неожиданно сбылись предсказания энергетиков и в стране не хватило мощностей. Произошло это, кстати, гораздо раньше анонсированного срока: предсказывалось, что Казахстан столкнется с этим года эдак через два.
Однако сильные морозы ускорили процесс - производство и потребление электроэнергии сравнялись - по 76,4 миллиарда кВт.ч.
Грядущей зимой ситуация может стать еще хуже
Только за 5 месяцев текущего года произведено электроэнергии 35,7 миллиарда кВт.ч, с ростом на 6,7 процента, потреблено 35,55 миллиарда кВт•ч, что на 8,5 процента выше аналогичного периода прошлого года. (Даже по этим цифрам видно, что рост потребления намного опережает производство. Причем не по одному региону, а по всем территориям.)
Зимой ситуация ухудшится. По прогнозу, в предстоящий осенне-зимний период дефицит электрической мощности по Казахстану в целом составит свыше 200 МВт в часы максимумов потребления, особенно на юге Казахстана. При этом резервных генерирующих мощностей ни у нас, ни у наших соседей нет.
В этот период ожидается работа со значительным перегрузом транзита Север - Юг, с возможным действием противоаварийной автоматики, приводящим к нарушению электроснабжения потребителей юга Казахстана.
Как прогнозируют энергетики, максимум потребления по стране может составить 13 100 МВт, генерация - 12 565 МВт, дефицит - 535 МВт, переток из России - 280 МВт, переток из Центральной Азии - 255 МВт. Фактический непокрываемый дефицит составит 225 МВт.
Но ситуация обостряется уже сейчас. Причина, как всегда, в деньгах. Президент АО “KEGOC” Алмасадам Саткалиев сообщил, что “сложившаяся неопределенность в области регулирования цен на услуги генераторов способствует задержке мероприятий по капвложениям”. Ранее северные генерирующие источники повысили свой тариф до 14 процентов. Сейчас хотят еще. Мол, “северные источники в силу многих причин не отпускают электроэнергию по заявкам потребителям”. “Причин много - техническое состояние, проведение текущих ремонтов, связанных с соответствующим периодом, а также то, что в ценах энергоснабжающих организаций не заложены те цены, которые предлагают северные источники”.
Однако премьер-министр резко воспротивился, заявив, что считает достаточным повышение на 14 процентов стоимости электроэнергии, вырабатываемой на северных станциях. “Я считаю, что достаточно. Это уже попытка оказать давление на правительство, и надо Агентству по регулированию естественных монополий с KEGOK начать проверку, посмотреть - вот они первые нам проблемы создают”, - заявил Карим Масимов. И посоветовал Саткалиеву “не морочить голову, а работать и решать проблемы на своем месте”.
Но, судя по словам министра по чрезвычайным ситуациям Владимира Божко, деньги, может быть, придется-таки дать. Ведь как сообщил Божко, несмотря на “проводящуюся в стране плановую работу по ремонту энергетических мощностей, есть настораживающие моменты”: “В Алматы из запланированных 23 котлов ни один пока окончательно не отремонтирован, в Алматинской области из 34 отремонтировано всего 4, в ВКО из запланированных 99 отремонтировано 6, в Карагандинской из 28 отремонтировано 3”.
Масимов погрозил пальчиком недобросовестным акимам, пообещав, что они ответят за качество своими креслами, и дал поручение своему заместителю Умирзаку Шукееву в июле-августе взять самолет и “очертить круг самых проблемных городов по подготовке к зиме”.
А заодно распорядился рассмотреть возможность увеличения доли государства в собственности Жамбылской ГРЭС. “Разберитесь, - дал премьер поручение главе Минэнерго Сауату Мынбаеву, - а то просто яма какая-то получается: чем больше даешь, тем больше просят”. Так прокомментировал Масимов просьбу акима Жамбылской области Борибая Жексембина в очередной раз выделить миллиард тенге на ремонт станции. (Все последние зимы ЖГРЭС работает исключительно за счет бюджетных дотаций. Мынбаев еще зимой предложил принципиально решить вопрос о собственности Жамбылской ГРЭС: одна половина ее акций находится в руках частной компании, другая принадлежит государству. Тогда госхолдингу “Самрук” предлагалось провести переговоры со вторым акционером ГРЭС, чтобы определиться с ее статусом. Видимо, правительство “дозрело” для этого решения лишь сейчас.)
По словам главы Минэнерго, государственное субсидирование должно автоматически приводить к увеличению доли государства в этом предприятии: “Когда субсидии выдаются на топливо, здесь более или менее понять можно. Но средства в модернизацию станции - это вложения в ее капитал, и тогда все акционеры должны вкладывать пропорционально... если государство вкладывает, а частный акционер нет, тогда доля государства должна расти”. “И если принципиально вопрос вкладывания с частным акционером не решается, то вместо того, чтобы сидеть за столом переговоров каждый раз, надо вопрос раз и навсегда решить кардинально”.
Как бы то ни было, но даже выкуп в этом году Жамбылской ГРЭС ситуацию вряд ли исправит. Ее мощностей тоже может не хватить в пиковый период. Более того, в ближайшие годы Казахстану придется, быть может, как в 90-е годы, столкнуться с веерным отключением электроэнергии (как сейчас в ВКО) или с чуть теплыми батареями (как было нынешней зимой в южных регионах). Ведь запуск первых энергогенерирующих мощностей, оказывающих существенное влияние на баланс производства и потребления электроэнергии по Казахстану, ожидается не ранее 2011 года и то при условии обеспечения начала строительно-монтажных работ в текущем году.
В целом же, по расчетам энергетиков, Казахстану к 2013 году понадобится 127 миллиардов кВт.ч. А действующие ГРЭС, ГЭС и ТЭЦ способны выдать не больше 80 миллиардов кВт.ч. На техническое перевооружение и строительство новых электростанций понадобится около 21 миллиарда долларов.
Астана |