|
Юлиана Жихорь
Накануне очередной волны мирового экономического кризиса эксперты по инвестициям просчитывают возможные пути будущих капиталовложений. Пока все сходятся в одном - наибольшую стабильность средствам могут дать быстроразвивающиеся рынки Востока. И Казахстан - не исключение. На днях в стране расширилось поле для инвествозможностей
Не секрет, что в государстве катастрофически не хватает (по крайней мере, именно так заявляют) средств на решение важнейших социальных проблем, как то строительство школ и детсадов, реконструкция и прокладка путей водоснабжения и водоотведения, строительство новых энергомощностей. Если с доступом инвесторов к последним проблем не возникало, то с другими социальными объектами было не все так хорошо. Дело в том, что до недавнего времени такая форма сотрудничества государства и бизнеса, как концессия, была неприменима к объектам сфер здравоохранения, образования и социальной защиты населения.
Причем речь шла даже не о самих системах лечения и образования, а о зданиях, в которых располагаются данные учреждения. Вышедший на прошлой неделе приказ президента изменил эту ситуацию. Теперь частных инвесторов в рамках государственно-частного партнерства ждут договора-концессии по строительству центров крови, учреждений по охране матери и ребенка, радиационной медицины, строительству онкологических диспансеров, туберкулезных, инфекционных, кожно-венерологических и психических учреждений и т.д. Что касается сферы образования, то открыт доступ к детским садам и домам ребенка, домам престарелых, интернатам, госпиталям и санаториям. В общем, в Казахстане становится возможной мировая практика применения ГЧП в сфере здравоохранения, соцзащиты и среднего образования путем строительства школ с участием государственного и частного капитала, базирующегося на концессионных договорах.
К слову, сегодня для страны крайне важно заинтересовать бизнес идти в эти сферы. Если посмотреть на статистику, то только по детским садам у нас огромная недостача: дошкольным образованием охвачено всего 25 процентов детей. Причем в ЮКО, ВКО, Кызылординской и Жамбылской областях многие школы находятся в аварийном состоянии. А в ряде регионов до сих пор дети занимаются в три смены. Аналогичная ситуация и по здравоохранению. В стране катастрофически не хватает сельских амбулаторий и районных специализированных медучреждений. Имеющиеся государственные клиники либо не справляются с наплывом клиентов, либо зачастую не обладают требуемым техническим оснащением.
Интересен один факт. Согласно мировой практике, частные инвесторы чаще всего сами не лечат и не учат. Проекты государственно-частного партнерства в социальной сфере обычно реализуют на основе модели “строительство - содержание”, при этом объект могут передать государству как сразу после завершения строительства, так и после завершения срока контракта ГЧП. Так, в Великобритании в проектах здравоохранения применяют модель “Содержание и управление”.
В Испании в 2004 году правительство разработало специальную Программу финансирования строительства больниц, согласно которой первый проект по строительству 9 больниц по схеме концессии осуществили в 2007 году. Контракт заключили сроком на 30 лет, концессионер реализовал проект здравоохранения - Госпиталь Пуэрту де Иерро - по схеме “строительство - управление - содержание”. Всего же в испанской столице в последние годы создали 8 больниц и 56 центров по уходу за больными на основе двух видов моделей - модели с уходом за больными и модели без ухода за больными.
Что же касается проектов, где частному сектору передают права на оказание некоторых услуг, то они, скорее, исключение, нежели правило. В Мадриде, например, частникам передали право по уходу за больными, в Румынии, где бизнес участвовал в проектах строительства больницы Elias в Будапеште и медицинского центра Unirea, частный сектор оказывает услуги по рентгеновскому обследованию пациентов, а также по привлечению клиентов - организаций для медицинского обслуживания (медицинское страхование).
Интересно, но факт. Чем выше уровень социально-экономического развития страны, тем больше заключается ГЧП-проектов в социальной сфере. Так, в странах Большой восьмерки (за исключением РФ) на первом месте по количеству ГЧП-проектов оказываются проекты в здравоохранении, на втором - в образовании и лишь на третьем - автодороги.
Впрочем, государственно-частное партнерство - рискованная сфера. Дело в том, что выгодными подобного рода контракты могут быть лишь в случае их долгосрочности. Но она-то и является самым высоким риском. Многие инвесторы (причем это характерно для всех стран) отмечают, что чем длиннее срок реализации проекта, тем выше политические риски, в том числе и риски прекращения финансирования со стороны государства из-за смены политического руководства.
Что касается выгод государства, то любой стране подобные проекты обходятся гораздо дороже финансово, нежели если бы государство реализовывало их самостоятельно: инвесторам чаще всего возвращают их инвестиции в виде трансфертов из бюджета и в последующем оплачивают услуги по обслуживанию на протяжении всех лет действия договоров. Однако учитывая, что именно инвестор может в предельно короткие сроки вложить крупные суммы в ликвидацию дефицита социально-значимых объектов и готов обеспечить высокий уровень обслуживания в них, многолетние выплаты государства “по инвестиционному кредиту” будут не столь чувствительны на фоне роста общего социального благосостояния населения.
Чем выше уровень социально-экономического развития страны, тем больше заключается ГЧП-проектов в социальной сфере. Так, в странах Большой восьмерки (за исключением РФ) на первом месте по количеству ГЧП-проектов оказываются проекты в здравоохранении, на втором - в образовании и лишь на третьем - автодороги.
Астана |