Ирина Гайкалова
День защиты прав человека мир отмечал на этой неделе - 10 декабря. Казахстан не остался в стороне: по всей стране прошли различные мероприятия, демонстрирующие нашу приверженность принципам свободы и демократии. Будущее председательство в ОБСЕ, кажется, дает новые импульсы правозащитному движению
Напомним предысторию 10 декабря: в этот день в 1948 году ООН приняла основополагающий документ в области прав человека. Им стала Всеобщая декларация прав человека. Как гласит история, оппонентами инициаторов принятия декларации выступали представители советского блока, которые были против культа индивидуализма. Однако в споре победили те, кто мечтал о свободе людей, а не “хорошо накормленных рабов”. Таким образом, принятие декларации стало моментом утверждения ценностей свободы личности, прав человека. А 10 декабря - поводом для подведения итогов прошедшего года в области защиты этих прав, состояния законности, ситуации в отдельных странах. Казахстан также ежегодно отмечает известную дату. В этот раз, кажется, с особым рвением - все-таки мы теперь будущие председатели ОБСЕ.
К примеру, в Алматы 10 декабря проходило несколько значимых мероприятий, посвященных Дню защиты прав человека. Представители международных правозащитных организаций отчитывались о положении дел в Казахстане в сфере прав человека, а также представили уникальную электронную библиотеку по правам человека, подготовленную и выпущенную Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности. Как отметил на пресс-конференции директор бюро Евгений Жовтис, в этом году Казахстан значительно продвинулся в соблюдении прав человека. Прогрессивным шагом стало присоединение Казахстана к двум международным документам: Конвенции против пыток и к международным пактам о гражданских и политических правах. Однако проблем еще много. О них говорили и на другом мероприятии.
В Каспийском общественном университете прошел большой круглый стол с участием представителей ОБСЕ, преподавателей вузов, ряда неправительственных организаций под названием “Права человека: теория и реальность”.
По мнению правозащитников, реальность пока далека от теории. Взять хотя бы сферу детства. Правозащитница Эльвира Ватрина, возглавляющая одну из общественных приемных по защите прав детей при Казахстанском международном бюро по правам человека, отмечает: “Казахстаном ратифицирована Конвенция о защите прав детей, но разве можно назвать детство наших детей счастливым? Нет!” За семь месяцев текущего года общественная приемная приняла и рассмотрела 327 обращений детей. Одна из самых распространенных проблем - дискриминация в учебных заведениях.
Другой факт: в Казахстане 48 тысяч детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Создаются детские деревни, семейные детские дома, внедряются альтернативные формы воспитания детей, но ситуация не улучшается. “О чем это говорит? - задается вопросом Э.Ватрина. - О том, что несколько десятков тысяч детей у нас остаются без семьи”. Результатом равнодушного отношения общества к детям становятся, по мнению правозащитницы, растущие факты суицида. Только за 2005-2007 годы в стране отмечено 750 фактов самоубийства среди несовершеннолетних. А в одном текущем году уже 215 случаев смерти. Можно сделать вывод: конвенция задает очень высокую планку для государства. И нам пока ее трудно достичь. Позитивные шаги делают и государство, и общество, однако, видимо, этих усилий еще недостаточно. Одной из ближайших целей правозащитники называют развитие института уполномоченного по правам ребенка, выведенного из-под контроля государства.
Роза Акылбекова, директор информационно-образовательного центра Бюро по правам человека, говорила о проблеме бытового насилия, о том, что законы у нас написаны хорошо, но они не работают. Одна из проблем заключается в неразвитости самого гражданского общества. “Гражданское общество у нас слабовато, - говорит Р. Акылбекова. - Люди не знают своих прав, не излагают грамотно свое мнение, не готовы обращаться в суды, чтобы его отстоять...”
По мнению правозащитников, ситуация может измениться в лучшую сторону, но при определенных условиях. Введением учебного курса “Права человека” в школах и вузах проблему не решить. Главное: создание особенной атмосферы государства и общества, основанной на уважении достоинства личности. Как показывает практика других стран, эту планку достичь можно, приложив по-настоящему большие усилия. |