|
Юлиана Жихорь
Казахстан постепенно из индустриально-сельскохозяйственной страны превращается в урбанизированную. Отчасти в этом виновата неразвитость сельских территорий, отчасти - тенденции современности. Несмотря на достаточно продолжительный тренд переселения сельчан в города, де-факто власти не готовы к принятию миллионов новых горожан
Отечественная статистика предрекает рост населения страны к 2020 году до 18,6 миллиона человек. Если верить цифрам, то будет наблюдаться ускоренный приток сельского населения в городские агломерации. На начало лета численность городского населения составила почти 55 процентов против 45 городского. (В 1989 году удельный вес сельского населения составлял 43,6 процента, в 1999 году - 44 процента. По мнению экспертов, основной прирост населения на селе вызван повышением рождаемости среди сельчан, в то время как в городах в среднем рождаются 2 ребенка.)
Уже в последние годы наблюдается резкий всплеск притока сельского населения в город. Если верить некоторым экспертам, то в ближайшие пару десятков лет в Казахстане будет насчитываться несколько городов-миллионников. Согласно расчетам Агентства по статистике, в 2020 году в Астане будут проживать около 1,2 миллиона человек, в Алматы (официально, без учета гастарбайтеров) - 1,6 миллиона. Следом за ними будут идти Шымкент, Тараз и Усть-Каменогорск с Карагандой.
Однако вполне вероятно, что данные цифры будут значительно выше. Сегодня на селе проживает около 7,6 миллиона человек. Минимум треть из них относятся к категории самозанятых. Еще часть - безработные. Сегодня особенности отечественного АПК таковы, что большая часть сельчан, занимающихся землей, фактически не нуждается в дополнительных руках: основным видом земледелия является неполивное (как, например, выращивание пшеницы). Как следствие, хозяин-землепользователь вполне обходится привлечением дополнительных трудовых ресурсов лишь на период посевной и уборочной. Остальное время данные наемные работники являются фактически “сельским балластом” и, как следствие, потенциальными мигрантами в города. А это сегодня около 5 миллионов человек.
Собственно, президент страны уже не раз призывал сельскую молодежь, оставшуюся без дела на малой родине, ехать на заработки в города: “Говорим: езжай в город, мы тебя бесплатно обучим, дадим работу и устроим”. И, если верить тенденции, наибольшая часть желающих переселиться осядет в Астане и Алматы. (По моему мнению, в ближайшие десятилетия следует ожидать притока не менее 2-3 миллионов в Астану и не менее 1,5-2 миллионов в Алматы.)
|
Ворота городов открыты для героев |
Если посмотреть с экономической точки зрения, то такой наплыв в города сельской молодежи (а именно она составляет основной контингент мигрантов) может стать весьма выгодным для городов. Укрупнение городских агломераций, превращение их в мегаполисы является важнейшим стимулом для роста рентабельности городов.
Анализ экономик крупнейших городов мира показывает, что большинство из них являются основными донорами бюджетов своих стран, фактически представляя из себя этакие государства в государстве. Далеко за примерами ходить не надо: Москва - самый населенный город России и Европы с постоянным населением свыше 15 миллионов человек. До кризисного периода бюджет города был профицитным. Но даже несмотря на прогнозируемый в 2012 году дефицит в 100 миллиардов рублей (около 500 миллиардов тенге) из-за изменения системы налогообложения, у Москвы есть собственная подушка безопасности (накопленная в успешные годы) в виде резервного фонда.
Если посмотреть на бизнес, то фактически многим фирмам, работающим в крупных мегаполисах, нет необходимости вообще выходить за пределы городов: их продукция полностью потребляется в агломерациях. Речь идет как о промышленных товарах, так и о МСБ: точки общественного питания, развлекательные центры, масс-медиа, хлебокомбинаты. Более того, именно вокруг подобных мегаполисов весьма успешно развивается и сельское хозяйство, имеющее гарантированные точки сбыта своей продукции в полном объеме.
Экономисты говорят, что для успешного функционирования экономики таких городов их население должно составлять не менее 3-4 миллионов человек. В этом случае можно ожидать становления городов в самостоятельные экономические системы, “питающие” бюджет страны и село.
Но параллельно с экономическими выгодами Казахстан будет сталкиваться и с вызовами. Назарбаев уже неоднократно озвучивал некоторые из них. “Молодежь идет в город. Урбанизация. Нормальное во всем мире дело, и у нас. Куда идут? В большие города. Какую мы с ними работу проводим, как мы с ними работаем? Никак. У нас нет транзитных общежитий для них. Надо обучить их простейшей профессии... Переваривать надо”, - заявил он на совещании по социальной модернизации.
Однако пока города просто не готовы к перевариванию даже малого числа приезжих.
Сегодня ситуация такова, что в города приезжает порой неграмотная и необразованная молодежь, которая (как в силу отсутствия профессиональных навыков, так и в силу кризиса) не может найти себе работу. В результате, объединяясь в большие группы (порой в съемных однокомнатных квартирах живут по 15-20 молодых мигрантов), они выходят на преступную тропу, чтобы элементарно прокормиться. Если судить по полицейским сводкам, именно приезжие из села являются основными “клиентами” силовых органов за разбой и грабеж.
Наши власти сегодня призывают: безработные сельчане - идите в город. Однако ни один из умных академиков-профессоров-министров пока не подумал над вопросом: где эта молодежь в городе будет жить, что кушать и чем зарабатывать на жизнь. В городах нет ни временных общежитий для подобного рода внутренних мигрантов, ни каких-то социальных благ (типа муниципальных столовых). Нет и специальных служб по социальной адаптации данной категории населения и вообще по работе с ней.
Безусловно, сегодня перетягивание миллионов людей из села в город требует значительных ресурсов, как финансовых, так и человеческих.
Однако если наладить данную работу, то положительный эффект от нее будет получен уже через 5-7 лет. В том числе и за счет резкого подъема уровня и качества малого и среднего бизнеса в городах, а также значительного увеличения базы налоговых поступлений от трудящихся. И понятно, что одни города с такой работой просто не справятся: нужна социальная поддержка приезжих на уровне государства (финансовая), быть может, даже специальные полицейские службы (чтобы отслеживать поведение мигрантов). Чтобы города смогли “переварить” приток мигрантов, решения об устройстве их быта должны приниматься на более глобальном уровне, чтобы переселение прошло безболезненно для обеих сторон, а главное - стало выгодным для всех.
P.S.
Кстати, у нас стало модным называть Алматы мегаполисом. Однако, если говорить языком терминов, ни один город в Казахстане таковым не является. Равно как отсутствуют и городские агломерации.
Основные черты мегаполиса: линейный характер застройки, вытянутой в основном вдоль автомобильных и железнодорожных магистралей (иногда рек или морских побережий); общая полицентрическая структура, обусловленная взаимодействием относительно близко расположенных друг к другу крупных городов - центров агломераций, формирующих мегалополис; нарушение экологического равновесия между деятельностью человека и природной средой.
Впервые термин применили для обозначения сплошной городской застройки (протяженностью свыше 1000 километров и шириной местами до 200 километров) вдоль Атлантического побережья США - связанных между собой агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона (населением 40 миллионов человек). Наиболее крупным и известным мегаполисом является Токайдо (от Токио до Осаки и Кобе) в Японии.
Алматы, скорее, - городская агломерация (компактное скопление населенных пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединенных в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями). Одним из основных признаков агломерации является 1,5-часовая доступность по транспортным коридорам (железным дорогам, автодорогам, рекам и по морю).
Астана |