|
Гюльнара Мамедзаде, генеральный директор АМИ “Новости-Азербайджан”, руководитель Бакинского филиала Института Каспийского сотрудничества - для РИА Новости
В конце июля 2012 года в Киеве под председательством главы РПЦ Патриарха Кирилла пройдут слушания “Восточноевропейская цивилизация: выбор пути”, посвященные Дню крещения Руси. Предполагается, что в работе форума примут участие представители мировых традиционных религий, выдающиеся общественные деятели, лидеры интеллектуальной и творческой элиты Украины, России, Беларуси, Сербии, Болгарии и других стран. Очевидно, что на постсоветском пространстве наступило время осмысления пройденного пути и того, что еще только предстоит пройти восточноевропейским народам
Евразийский союз (ЕАС) - это и есть в перспективе цивилизационный перекресток для постсоветских стран. Однако попытки сомкнуть усилия по созданию Евразийского союза исключительно на историческом прошлом не способны достичь поставленной цели.
На данном этапе происходит болезненное осмысление возможности соединения на новой, после исхода из СССР, основе. Обществам наших стран необходимо понимание новых стимулов и целей интеграции.
Нужно новое
целеполагание
Моделирование контуров нового Евразийского союза предполагает доступную конвергенцию, некий сплав славянских и тюркских, христианских и мусульманских ценностей.
В долгосрочной перспективе цивилизационная диффузия способна, в принципе, привести к некой синтезированной культуре и ментальности, хотя на данном этапе подобные перспективы видятся малореалистичными.
По идее, политико-экономическая специфика каждой из интегрируемых стран в совокупности с уникальным набором ментальных, религиозных, культурологических координат должна в совершенно новом формате вписаться в анонсированный глобальной повесткой Евразийский союз.
Проект Евразийского союза представляется его идеологами - Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным - не как реинкарнация СССР, а как попытка создать в обозримом будущем интегрированное в общих интересах пространство относительной стабильности в мире управляемого хаоса и конкурирующих геополитических центров.
Президент России, взявший на себя историческую миссию генерального модератора ЕАС, подчеркивает, что создание Евразийского союза позволит его участникам “занять достойное место в сложном мире XXI века... Объединившись, страны Евразии смогут войти в число лидеров роста и добиться успеха и процветания”. Однако практическая реализация озвученных инициатив потребует серьезного ресурса политической воли, общественной поддержки прежде всего в самой России - как локомотива Евразии, способности преодолеть устаревшие стереотипы и довести до понимания масс варианты наиболее выгодного участия в проектах евразийской интеграции.
Сегодня восприятие идеи ЕАС на постсоветском пространстве неоднозначно: соотношение противников и сторонников евразийской интеграции явно не в пользу последних. Существует ряд объективных и субъективных факторов, способных негативно повлиять на перспективы ЕАС.
Здесь, с одной стороны, имеет место активное противодействие внешних центров силы, не заинтересованных в появлении нового глобального альянса государств во главе с Россией. Не случайно в одном из своих выступлений ведущий идеолог внешней политики США Збигнев Бжезинский подчеркивает, что “Евразия становится центральным и критически важным элементом всей политики США на ближайшее будущее. Россия должна оставить свои странные идеи по поводу Евразийского союза”...
С другой стороны, существуют специфические для каждой “страны-кандидата” внутриполитические и экономические сдерживающие факторы, вплоть до принципиального неприятия ЕАС в силу целого комплекса причин, и полный скептицизм относительно жизнеспособности данного проекта.
Пережить кризис
и сделать
апгрейт программы
Выход на качественно новый уровень интеграции предполагает глубокую трансформацию той материи, из основ которой ожидается появление евразийской цивилизационной формации.
Пережить духовный кризис общества и девальвацию ценностей в условиях непрекращающегося углубления социального неравенства - этот критерий на данном этапе является определяющим для всех постсоветских стран, и не только.
В ближайшие десять-пятнадцать лет, судя по нарастающим тенденциям изменений в традиционном сознании масс, преобразования затронут всю систему межгосударственных отношений, модели государственного управления. Будет формироваться ядро новой культуры. Все бесполезное и паразитирующее будет вытесняться. Чиновничество, как класс, в свое время сменят команды профессионалов.
Претерпит изменения и само понятие “цивилизационный выбор”. В перспективе принадлежность к той же Евразии будет иметь лишь геополитические и географические контуры. По сути же, пережив ряд кризисных этапов, новая цивилизация, связанная с технологиями, частично растворит носителей разных культур и религий в пластах космополитизма и новаторства.
Развитие общества уже невозможно рассматривать в отрыве от процессов технологической трансформации. Лет через десять новое поколение, выросшее на интернете, мобильных технологиях и социальных сетях, создаст другой жизненный цикл.
Связь с этим поколением - основой будущей цивилизации - надо выстраивать уже сейчас.
Придется договариваться с новым источником силы - молодыми людьми, при помощи технологий связанными друг с другом и с внешним миром, “подключенным миром”.
В этой связи хотелось бы рассмотреть любопытную аналогию, приведенную американским дипломатом, известным стратегом “оранжевых революций” Стивеном Манном, сравнившим государство с компьютерной системой. В этой модели, согласно Манну, любая страна ассоциируется с “компьютерным железом”, а политическая культура и идеология - с программным обеспечением. Для смены режима, утверждал американский стратег, “не нужны ни оккупация, ни бомбардировки: достаточно внедрить в “компьютерную систему” другую программу”.
В рассуждениях здесь можно пойти дальше, попробовав загрузить “другую программу” в “компьютерную систему” интересующего нас пространства: обновить программу на политическую модернизацию, экономическую диверсификацию, социальную мобилизацию, творческую реализацию, евразийскую цивилизацию... Запустить качественную антивирусную программу в наши общества.
Роль
интеллектуальных
элит
Это предполагает мобилизацию интеллектуальных интернациональных элит, способных осуществлять стратегическое управление обществом.
Как пишет российский философ, заведующий лабораторией геоэкономического анализа и проблем социального развития Института Африки РАН Александр Неклесс, сейчас формируется класс новой трансграничной элиты - людей, управляющих образами будущего.
В СНГ на протяжении 20 лет более или менее качественно выстраивались отношения по системе межгосударственных связей, но общества оставались в роли пассивных наблюдателей, в результате они фрагментированы и ориентированы на разные векторы сотрудничества, что существенно осложняет переход на новый уровень интеграции.
В реалиях картина преемственности связей на постсоветском пространстве выглядит не столь оптимистично, как представляется. Речь идет об отсутствии многоуровневой горизонтальной интеграции, дающей определенные стимулы - экономические, образовательные, культурологические - всем ее участникам.
Постсоветскому сообществу можно попробовать вернуть утраченную межнациональную среду, наднациональные стили идентичности, выделить некий общий “ментальный конденсат”.
Для этого необходимо оживить и интегрировать каналы коммуникаций между властными и общественными институтами, группами профессионалов, медиа и аудиторией.
Окружающее пространство, включая практически все жизненно важные сферы, медиатизируется. Перемены обусловлены стремительным технологическим прогрессом, развитием информационной элиты.
Кстати, одна из главных проблем государственных структур на постсоветском пространстве - недостаточная включенность (а порой и удаленность) в процессы медиации, в сравнении с их западными коллегами, активно освоившими методы публичной дипломатии и позиционирования в социальных сетях.
Отсутствие реального диалога между властью и обществом открывает дополнительные возможности извне для заполнения существующей пустоты и манипулирования общественными процессами в желаемом ракурсе.
В этом контексте успех евразийского проекта зависит не в последнюю очередь от мобильности модераторов интеграции, их способности своевременно и адекватно реагировать на модернизационные тренды, начиная со своего локального пространства.
В преддверии сложных событий в мире и регионе целесообразным представляется формирование интегрированной команды профессионалов, ориентированной на конкретные задачи интеграционного характера.
Представители экспертного и медийного сообщества наших стран могут помочь правительствам сформулировать “Дорожную карту Евразии” - стратегическую концепцию развития интеграционных процессов в Евразии. |