|
Юлиана Жихорь
Десятого июня исполнится ровно 10 лет со дня официальной презентации Астаны как новой столицы Казахстана. Прошедшее десятилетие радикально изменило облик города, начал формироваться особый “астанинский” менталитет. Коренные астанчане и уже ставшие столичными жителями гастарбайтеры отмечают: Астана превратилась в сердце страны
История Астаны берет начало в XVIII веке - мавзолей бия Нияза дал название будущей местности. Официальное основание города - 18 июня 1830 года, день подписания договора представителем российских властей Ф.К. Шубиным и аксакалами - представителями казахских родов об основании Акмолинского укрепления. Спустя 32 года укреплению присвоен статус города.
В 30-х годах прошлого века Акмола становится “центром притяжения” в СССР: сюда на спецпоселение депортировали целые народы. Второе рождение город получил в 1954-м, с началом освоения целинных земель (только в первые 4 года в область приехали 270 тысяч человек). В 1962 году Акмолу переименовали в Целиноград.
В 1992 году, вскоре после обретения независимости, Целинограду вернули первоначальное название. 6 июля 1994 года было принято постановление Верховного Совета РК о переносе столицы из Алматы в Акмолу. 10 декабря 1997 года вышел соответствующий указ президента. (Акмола образца 1997 года: площадь города - 258 квадратных километров, население - 319 тысяч человек.)
В город потянулись очередные караваны переселенцев.
Первыми стали алматинские чиновники. Акмола как будто противилась новому статусу. Сорок градусов мороза, ледяной ветер, срывающий легкие шапочки южан и моментально отмораживающий уши и носы - таково первое впечатление привыкших к теплым зимам алматинцев. Дальше - страшнее. “Нас поселили в общежитии. В первую ночь проснулся от странного треска, - рассказывает сотрудник мажилиса парламента Жигер Байтелесов, одним из первых приехавший в новую столицу. - Сначала я подумал, что отклеивается линолеум или обои. Проверил все. А потом подошел к окну и увидел, как изнутри на стекле нарастает лед! И каждый новый узор появлялся со странным треском”.
|
Круглые сутки в движении |
Жизнь в общежитиях, “сугрев” водкой, холодное питание, отключения воды и света... “Жили мы в гостинице. Но зато были дружные”, - коротко, но выразительно вспомнил первые месяцы жизни в Астане экс-депутат мажилиса Виктор Веснин. Но новые казахстанские политические первоцелинники “делали нужное дело. У нас никаких вопросов не было. Главное, чтобы вся работа была организована, чтобы все было нормально”.
Морозы и социальная необустроенность сдвинули официальную презентацию новой столицы на лето. Весна в тот год затянулась. 22 марта была сильная метель, а 19 мая выпал снег. А уже 31-го стояла 30-градусная жара.
Презентация Астаны прошла помпезно, с редким для Казахстана размахом. В те дни новоиспеченную столицу лихорадило от наплыва “больших людей” со всех концов мира. Все высокопоставленные гости разместились в единственной приличной гостинице - недавно построенном отеле “Интерконтиненталь”.
Накануне презентации прошла Международная ассамблея столиц и крупных городов стран СНГ. Именно на этом мероприятии новая казахстанская столица официально заявила о себе. Наш близкий сосед Россия преподнесла в качестве подарка по случаю праздника концерт - Дни Москвы в Акмоле.
Вечером 10 июня на центральной площади состоялся гала-концерт звезд эстрады. Билеты на это феерическое шоу было трудно достать. Столицу поздравляли Modern Talking, Филипп Киркоров, Иосиф Кобзон. А президент спел на одной сцене с Юрием Лужковым (кстати, после этого дуэт Назарбаев - Лужков стал традицией).
Даже начавшийся ночью дождь не испортил праздничного настроения. Кульминацией стало исполнение Нагимой Ескалиевой и Бауржаном Исаевым песни, специально написанной к данному событию, “Первое утро в столице”. Утром кортежи высокопоставленных персон буквально увязли на провинциальных городских улицах. Город встречал первое утро в столичном статусе.
Спустя почти год (6 мая 1998 года) президент, видимо, прислушавшись к русскоязычной трактовке названия Акмола (белая могила), своим указом переименовал “могилу” в “столицу” - Астану.
За 10 лет из провинциального города она превратилась в мегаполис, став настоящим символом преобразований, происходящих в Казахстане. В немалой степени этому способствовала действующая с 2002 года специальная экономическая зона “Астана - новый город”. СЭЗ была создана в целях активизации привлечения инвестиционного капитала в строительство новой столицы, качественной и оперативной застройки левобережья Ишима. Изначально ее территория занимала 1052 гектара. Однако спустя 5 лет стало ясно - город растет быстрее запланированного. И в 2007 году территория зоны была увеличена (тогда к ней был присоединен индустриальный парк Астаны) и сейчас составляет 5440,4 гектара.
С момента образования специальной экономической зоны привлечено 857 миллиардов тенге, что в 3,5 раза больше запланированного объема инвестиций. Освоено 540,2 миллиарда тенге, в том числе в текущем году 25,2 миллиарда.
Столицу застраивали по проекту Кисе Курокавы, создавшего ряд уникальных проектов в Малайзии и Латинской Америке. Правда, с годами произведение японского зодчего пришлось немного подкорректировать: история требует новых форм.
Надо заметить, что Астана принимает в себя все новое, оставляя лишнее за бортом. Любой, приезжающий в город, очень быстро становится ее частицей. Столица впитала традиции всех регионов Казахстана. Правда, многие целиноградские особенности остались до сих пор. Например, остановки в городе по-прежнему называют не по улицам, а по наиболее известному зданию поблизости: Дом обуви, Дом книги, магазин, Минюст. Интересно, что многие здания уже давно поменяли свой статус, а названия остановок остались.
В Астане сложилась традиция называть некоторые архитектурные сооружения “по-народному”. Так, в городе есть жилые дома “Титаник” (расположен на набережной) и “Курск” (был сдан в тот год, когда затонула одноименная подводная лодка), жилой комплекс “Четыре китайца” (строила китайская компания, а сами дома украшены “шапочками”). Есть свой “Шприц” и “Чупа-чупс”. Здание национального архива именуют “Яйцо”, офис “КазМунайГаза” - “Элеватор”, Транспорт-Тауэр - “Зажигалка”, а Астана-Тауэр - “Кукуруза”.
Так, инвестициями и народными традициями и создается новый город.
За 10 лет преобразилась набережная Ишима, на месте сквера целиноградских студентов вырос новый микрорайон “Самал”, дачные массивы превратились в районы элитных коттеджей и многоэтажек соцжилья. Сегодня о старой Астане напоминают лишь местами разбитые дороги (жители ждут окончания массовой подготовки к юбилею столицы в надежде, что тогда акимат примется и за их улицы) и старые “ленинградские” дома.
Самым “древним” строением считается столетний забор - единственное напоминание о стоявшей здесь когда-то мечети (кстати, и его градовласти собираются снести, построив на углу проспекта Республики и улицы Абая суперсовременную высотку).
Ушли в прошлое и жуткие морозы (климат в Астане, как говорят экологи, начал меняться), и комары размером с воробья. И хотя былой эйфории от переноса столицы уже не наблюдается, оптимизм еще присутствует.
Астана |