Ботагоз Омар
С 1 января следующего года экспортную таможенную пошлину будут платить все недропользователи. Исключение коснется только тех, контракты с которыми были ратифицированы парламентом. Пошлина, установленная ранее, фактически касалась только национальной нефтегазовой компании и ряда мелких недропользователей
“Если будет поддержан новый Налоговый кодекс, то начиная с 1 января 2009 года любая из компаний-недропользователей, находящихся в Казахстане, должна платить налог на добычу полезных ископаемых и должна платить экспортную таможенную пошлину на ее экспорт (на экспорт нефти. - “НП”), если их контракты не ратифицированы парламентом”, - сообщил глава Кабмина Карим Масимов, выступая на пленарном заседании сената.
Премьер-министр добавил, что налогообложение недропользователей будет регулироваться в первую очередь самим Налоговым кодексом, “а не контрактами, которые были до этого подписаны”.
Напомним, что таможенная пошлина на экспорт сырой нефти введена весной этого года. В данный момент она не распространяется на компании, работающие в рамках Соглашений о разделе продукции (СРП) и в контрактах которых предусмотрена стабильность по экспортным пошлинам.
Учитывая, что на сегодняшний день обязательство платить пошлину распространяется на 30 процентов компаний, правительство решило расширить этот список. “Поскольку таможенную пошлину мы ввели в действие постановлением правительства, поэтому до конца этого года такое положение будет сохраняться. С 1 января 2009 года, если вы поддержите нас с новым Налоговым кодексом, ситуация кардинально изменится”, - сказал Карим Масимов, обращаясь к сенаторам.
А пока новые планы правительства еще не воплотились в жизнь, недропользователи стараются избежать дополнительных расходов. На прошлой неделе представителям некоторых компаний пришлось доказывать, что они не должны оплачивать пошлину в связи с тем, что действуют в рамках СРП.
Сначала о возможности приостановки экспорта сырья по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) сообщила компания Karachaganak Petroleum Operating (КРО), которая заявила, что работает на условиях СРП. Второго июня они получили разрешение от областного департамента таможенного контроля на экспорт сырья без уплаты пошлины. Вслед за этим о своих “разборках” с контролирующими органами сообщила нефтедобывающая компания “Жаикмунай” в связи с заключением СРП в октябре 1997 года.
Как сообщил глава холдинга “Самрук” Канат Бозумбаев, который на этой неделе озвучил итоги работы холдинга за 2007 год, “принятые (действующие ныне. - “НП”) решения по введению экспортной таможенной пошлины в первую очередь касаются национальной компании “КазМунайГаз”, а также нескольких более мелких нефтегазовых компаний”.
Что касается меры по введению запрета на экспорт ГСМ, на которую правительство решилось для защиты внутреннего рынка, то в холдинге “Самрук” утверждают, что это не отразится на доходности национальной нефтегазовой компании.
“В целом на рынке любые запреты сказываются отрицательно”, - сообщил Канат Бозумбаев. Однако в отношении “КазМунайГаза” запрет на экспорт ГСМ “слишком большого влияния” не оказал. Ведь национальная компания полностью контролирует Атырауский и частично (на 50 процентов) Шымкентский нефтеперерабатывающие заводы.
Практически все дизельное топливо, которое вырабатывается этими заводами, отпускается отечественным сельхозтоваропроизводителям по фиксированной цене, на 20 процентов ниже рыночной. Однако доходность национальной компании все-таки снизится. “КМГ недополучит до конца года порядка 1,5-2 миллиардов тенге доходов. Но мы на это идем, понимая и субсидируя внутренний рынок и сельхозпроизводителей”, - сказал глава холдинга “Самрук”.
Астана |