|
Начало этому проведенному исследованию положило наблюдение за тем, как активно участвуют в выставках образования в нашей стране высшие учебные заведения России. Но ведь отечественные вузы работают в рамках Болонского процесса, который подразумевает, что казахстанские дипломы признаются в странах-участницах этого договора. В то время как Россия не является его членом. Резонно задаться вопросом: “А почему потребители не отдают свои деньги именно казахстанским вузам?” Так и родился наш рейтинг
Молодость
не знает и не может
Первым шагом стал опрос учащихся 11 классов города. Им предложили 44 варианта ответов о том, по каким причинам они будут поступать или не будут поступать в вузы Казахстана. Ответ оказался ошеломляющим. Только 62 процента ребят остаются в Казахстане. Остальные предпочитают обучение в вузах Великобритании, США, Малайзии и России. Причем это были ребята из элитных школ города. То есть страна фактически теряет в будущем перспективных специалистов. Школьники выразили повальное недоверие казахстанскому диплому (68 процентов респондентов). Опрошенные школьники хотят иметь в будущем хорошую работу и хорошую зарплату, что является основным мотивом при выборе того или иного высшего учебного заведения.
Именно это стало поводом для последующего опроса работодателей и тех, кто уже закончил вуз и добился каких-то результатов на работе. Мы выбрали для оценки 10-балльную шкалу контроля конкурентоспособности. Работодатели оценили качество подготовки молодых специалистов по 45 позициям. Как и предполагалось, в целом они высоко оценили работу КИМЭПа, Университета международного бизнеса и Международной академии бизнеса. Совершенно неожиданно свое твердое место в этом списке занял Каспийский общественный университет, деятельность которого и работодатели, и выпускники оценивают очень высоко. Это радует. Чего не скажешь о других учреждениях высшего образования, качество работы которых опрошенные респонденты оценили довольно неоднозначно.
К сожалению, работодатели смогли дать высокий балл лишь такой черте, как уважение молодых специалистов к топ-менеджерам. Исполнительность, приветливое отношение к клиентам, соблюдение корпоративных норм труда, дисциплинированность, коммуникабельность, желание совершенствовать знания и навыки, владение иностранными языками получили слабенькую троечку. И уж совсем низкие оценки получили усидчивость, ответственность, готовность к обучению, владение базовыми и профессиональными компьютерными программами, широкий кругозор и инициативность работающей молодежи. А профессиональная логика не дотянула даже до “кола”.
Опрос красноречиво показал, что работодатели в целом негативно оценили качество подготовки специалистов вузами города Алматы. Они высказались, что молодые специалисты не просто не имеют практических навыков, они часто не выдерживают работы и увольняются, а компании терпят значительные убытки из-за их работы. Затрачивая усилия и средства на переобучение и повышение квалификации таких работников, работодатели тревожатся, что потом эти молодые люди, уже как более опытные, переходят на работу в другие места. Собственно, половина вины в этом - за самими компаниями. Как никто другой - государство, министерства, сами вузы, - они должны быть заинтересованы в том, чтобы высшее образование было качественным. Но об этом чуть позже.
Грызть гранит...
бюрократии
Этот рейтинг на самом деле является народным. Мы приятно удивлены активностью наших респондентов и приносим им огромную благодарность за выражение своей гражданской позиции. Видимо, в сфере высшего образования наступило время реальных перемен. В целом молодые специалисты оценили качество своей подготовки по 100 позициям, которые полностью соответствуют государственным требованиям к высшему образованию.
То, что вузы города Алматы получили оценку ниже уровня конкурентоспособности, уже не вызывает удивления. Опрошенные выпускники с горечью замечают, что при поступлении в конкретный вуз их ожидания были намного выше. К сожалению, вступив в международную систему обучения, все алматинские альма-матер имеют всего лишь национальный статус. И практически никто не реализует полноценно программы двойного диплома совместно с зарубежными вузами.
Грамотность и компетентность профессорско-преподавательского состава алматинских вузов признала лишь половина опрошенных респондентов. Только треть наших преподавателей работают от души и сердца, имеют широкий кругозор, знают современные тенденции в своем деле. Иностранные преподаватели и специалисты компаний практически не ведут занятий у студентов-бакалавров. Правда, перечень вузов, получивших высокую оценку респондентов, здесь значительно шире - Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, Академия бизнеса и моды “Сымбат”, Каспийский общественный университет, Казахстанский национальный университет имени С.Д.Асфендиярова, Международная академия бизнеса, Казахская академия спорта и туризма, Университет международного бизнеса и КИМЭП. К слову сказать, нашим преподавателям работать в современных условиях крайне сложно. Вместо полноценной творческой работы со студентами они вынуждены обслуживать тяжелую бюрократическую махину Министерства образования и науки РК. Постоянные проверки, СМК, аттестации и аккредитации оказались важнее, чем истинное качество подготовки молодых специалистов.
Суровый
студенческий быт
Четверка лидеров рейтинга вновь получает наивысшие баллы по организации учебного процесса и учебно-методической работе. Это, пожалуй, самые ответственные моменты всего учебного процесса. Все же студенты проводят значительную часть времени в университете и для них очень важно обеспечивать комфортные условия обучения. Но, к сожалению, в основном большинстве алматинские вузы не могут обеспечить рабочей атмосферы в своих стенах. Выпускники жалуются, что в расписании бывают часто накладки либо с аудиториями, либо с предметами. Сами аудитории расположены так, что приходится ходить с одного конца учебного корпуса в другой. Жаркое солнце в теплые дни, холод до онемения в прохладные - это норма учебных аудиторий. Маленькие перерывы, так что ни перекусить, ни передохнуть. Отсутствие горячей воды в рукомойниках, дорогое и скудное меню в буфетах и столовых - на эти и еще многие другие бытовые неудобства сетуют опрошенные респонденты. Звонки с пары - редкость. Задания на дом не всегда даются. А уж организация рубежного контроля - притча во языцех. То есть большинством наших вузов все сделано так, чтобы осложнить и без того нелегкую жизнь студентов. Силлабусы и учебные материалы студенты не получают вовремя, если получают вообще. Как правило, задания на курсовые и дипломные не просто не сформулированы четко, а еще и не содержат современных источников научной и учебной литературы. Задания для дипломной работы выдаются на 3-м курсе, но это выражается лишь в заявлениях о теме и руководителе дипломной работы. Большинство преподавателей практически не заинтересованы в том, чтобы студент в полном объеме отчитывался о проделанной работе. Более того, им неинтересна точка зрения студентов. Собственно, поэтому не стоит удивляться, что молодые специалисты просто не умеют вести переговоры и диалоги.
Вуз - это серьезный этап в социализации молодого человека. Поэтому воспитательная работа должна быть организована с особой тщательностью. Вузы часто проводят какие-либо мероприятия, и большинство (64 процента опрошенных) в них участвовали. Среди вузов в этом лидируют Казахская академия спорта и туризма и Каспийский общественный университет. Остальные же поражают результатом. Судите сами. Прекрасных кураторов отмечают только 16 процентов респондентов, старост групп - 24, к деканам факультетов могут свободно обратиться 36 процентов опрошенных, а к заведующей - только 15, в ректорат - 6, а лично к самому ректору не может обратиться никто. В общественной жизни вуза, города и страны принимают участие только 6 процентов выпускников. Практически никаких экскурсий и отдыха с группой. Чему же тогда удивляться, что работодатели жалуются на отсутствие лояльности к членам коллектива у молодых специалистов? Не воспитано это в студенческие годы.
Преподаватель -
это ученый
Материально-технической базе обучения уделяется много внимания. Действительно, оплачивая значительные суммы за обучение, приходить каждый день в обшарпанные стены и сидеть за разбитыми партами, согласитесь, просто стыдно. К слову говоря, большинство иностранных вузов неокупаемы даже при высокой стоимости обучения, ведь материальная база - это самая большая статья расходов. И без спонсоров (читай: заказчиков на дипломированных специалистов) они не обходятся. И поэтому интерактивными досками, бесплатным Интернетом и уж тем более Wi-Fi, видеофильмами и презентациями компаний на занятиях, интерактивными лекциями и постоянной связью с преподавателем могут похвастаться лишь единицы учебных заведений. В этом рейтинге самые высокие оценки получили КИМЭП, UIB, МАБ, Каспийский общественный университет и замыкает группу лидеров КазЭУ имени Т.Рыскулова.
Эти же вузы демонстрируют высокий уровень обеспеченности учебной литературой и оснащенности своих читальных залов. Отрадно, что более половины всех опрошенных респондентов высоко оценивают доброжелательность и компетентность сотрудников вузовских библиотек. Огромный минус в работе библиотек - это низкие показатели книгообмена. Только 6 процентов респондентов пользуются этой услугой, если в собственной библиотеке нет необходимой книги. 8 процентов опрошенных отмечают, что в библиотеках имеются издания на языке оригинала. Учебная и научная литература текущего года выпуска доступна 5 процентам опрошенных.
Педагогическая нагрузка казахстанских преподавателей составляет 700-800 часов в среднем на 1 человека за учебный год. Сравните с нагрузкой преподавателя в США - 220 часов. Такая низкая ставка сделана специально для того, чтобы преподаватель мог заниматься научной работой, которая составляет основу учебных материалов. Если кто-то бывал на лекциях иностранных преподавателей, то наверняка отметил, что каждую новую мысль они начинают с собственных исследований. Это именно тот опыт, который отечественные образовательные учреждения должны применить в своей практике в первую очередь. И даже удивительно, что при сильной загруженности преподаватели Академии “Сымбат”, КазУМОиМЯ, Каспийского, UIB, КазНТУ имени Сатпаева успевают работать в этом направлении со студентами и достигать каких-то определенных успехов.
Теория и практика
И, наконец, о главном - трудоустройстве выпускников. В этом рейтинге лидируют всего два вуза - КИМЭП и Каспийский общественный университет. В остальных вузах только половине из студентов предоставляют места для профессиональной практики, 22 процентам - обеспечивают трудоустройство, руководители дипломной практики не посещают мест практик своих студентов и не контролируют ее результаты. Менее 1 процента опрошенных отметили, что у них была международная практика, хотя наши вузы работают по международным стандартам. Международным ли? Абсолютное большинство предприятий (99,4 процента) не заинтересованы в результатах профессиональной практики студентов. В ведущих московских вузах существует практика, когда каждый преподаватель является сотрудником какой-либо компании. Он может быть членом совета директоров, консультантом, аудитором и так далее. Это позволяет им иметь неплохой дополнительный заработок, но самое главное - они всегда в курсе реального состояния дел в практике и учат этому своих студентов. Наши же преподаватели, имея невысокие зарплаты, вынуждены бегать из одного вуза в другой, чтобы свести концы с концами. Какая же тут практическая и научная деятельность?!
Интересно, а подсчитывал ли какой-нибудь крупный холдинг (например, банк), сколько денег он тратит на переподготовку молодых сотрудников и сколько теряет от низкого качества их работы? Может быть, разумнее эти деньги направить в вузы, чтобы они могли создать нужные учебные курсы, привлечь по-настоящему грамотных специалистов для проведения занятий, организацию качественной практики для студентов? Это общепринятый метод сотрудничества компаний с вузами за рубежом. Польза от этого для всех очевидна. Основная же причина, по которой многие вузы при опросе теряют рейтинг, - это профанация с отчетностью по трудоустройству. Вузы рапортуют о высокой степени трудоустройства своих выпускников. Но вот только умалчивают, что не выдают дипломы, пока те не принесут справку о трудоустройстве и фиктивный договор о сотрудничестве с некой компанией.
Об этом и многом другом мы узнали, проводя свой пилотный опрос. Остается надеяться, что наши вузы все-таки реально задумаются не о рейтингах, а о своих собственных реальных достижениях. Посмотрят наконец-то на свою работу с позиций потребителя, тем более что развитие рынка услуг образования стоит перед следующим серьезным испытанием очередного кризиса, преодолеть который смогут далеко не все вузы.
Элина Синицына,
кандидат экономических наук (PhD), директор Агентства RoSta, член Гильдии маркетологов России, президент Международного форума маркетологов |