|
Андрей Губенко
Отечественные чиновники (явно следуя примеру российских коллег) все напористей демонстрируют свое желание заниматься солидным бизнесом, а не скучной “социалкой”. Начав программу реприватизации, как и следовало ожидать, с черного золота, правительство наконец обратило внимание и на другие перспективные сферы, в частности, и на “золото белое, жидкое”. С нового года (правда, не наступающего, а следующего, то есть с 1 января 2009 года) в Казахстане планируется ввести государственную монополию на рынке алкогольной продукции
Существует несколько тем, по которым у автора этих строк имеется не только гражданская и журналистская позиция, но и частное покупательское соображение, вопросов, вызывающих интерес не только профессиональный, но и любительский. Алкоголь - из их числа.
Ибо выпить автор любит (но и умеет), хотя общественная мораль и пробоины в здоровье, оставленные картечью лет, и не позволяют особенно гордиться этим обстоятельством. Вот раньше... впрочем, к делу. Итак, позвольте высказаться по заявленному поводу и как человеку, регулярно пишущему, и как человеку, иногда пьющему.
Бесплатное спиртное
Официальными задачами введения госмонополии чиновники называют снижение уровня алкоголизма, легализацию рынка, увеличение “спиртовых” поступлений в бюджет. И даже улучшение качества горячительных напитков - с тем, чтоб (цитирую отчет рабочей группы правительства) “способствовать выпуску конкурентоспособной продукции при вступлении в ВТО”.
Кроме них, однако, есть еще одна цель - не столь афишируемая, правда, но, кстати, тоже обозначенная в официальных документах. А именно: 4,9 миллиарда долларов.
Разовьем эту мысль, изложив недолгую пока историю проекта. Распоряжение премьер-министра (“О создании рабочей группы по вопросу введения государственной монополии на рынке алкогольной продукции”) было сделано 12 октября этого года - казалось бы, совсем недавно. Но планы национализаторов за короткий срок уже успели решительно поменяться. Изначально частные активы предполагалось просто выкупить в госсобственность. Однако, подсчитав расходы, чиновники отказались от этой идеи и предложили “альтернативный” метод государственной монополизации рынка.
Смутила их сумма. Как выяснили в Министерстве финансов, на сегодня в Казахстане производством алкоголя разного рода занимаются 198 частных предприятий: 4 спиртовых завода, 57 - спиртоводочных, 92 - пивных и 45 - винных и коньячных.
Чтобы выкупить их, а также национализировать торговую сеть по реализации спиртных напитков (проектом предполагается, что в продаже они будут лишь в специализированных магазинах), из бюджета и потребуется выделить упомянутые выше 4,9 миллиарда долларов.
Впрочем, находчивые чиновники, повторимся, недолго сокрушались по поводу гигантских расходов. Немного фантазии - и они нашли способ прибрать к рукам бизнес, не потратив ни полтиынки.
Социально-предпринимательские корпорации (СПК), столь модные сейчас, - вот, оказывается, ключ к успеху. Рабочая группа правительства предложила создать именно такую алкогольную СПК - конкретно, АО, в котором 51 процент акций будет принадлежать государству. Штука в том, что при формировании уставного фонда нового АО государство в счет оплаты контрольного пакета акций внесет - внимание! - “исключительное право по организации производства и реализации спирта, производства и розничной реализации алкогольной продукции, в том числе импортируемой на всей территории РК”.
Соответственно, остальные 49 процентов дадут предприниматели, то есть положат в общий котел весь свой нынешний бизнес.
Вот так. И не надо никаких денег.
Казалось бы, радоваться суровому остроумию государственных хозяйственников: ведь в противном случае миллиарды-то понадобились бы бюджетные, из нашего с вами кармана. А так - обошлось бесплатно, и, значит, прямая народу выгода.
Но не восхищают почему-то вышеприведенные хитровыдуманные схемы. Во-первых, не нравится цинизм, с которым профанируется идея государственно-частного партнерства. А во-вторых, уж сильно эти “схемы” смахивают на рэкетирский “наезд” местных авторитетов, предлагающих “крышу” в обмен на половину бизнеса. Причем не только в отношении нагибаемых спиртовиков.
Извините за сильное выражение: “в стойло” пытаются поставить весь этот самый народ, которому якобы “прямая выгода”. Ведь завтра стратегически важным могут объявить любой доходный бизнес, и тогда “делиться” придется всем, а мне - гонораром за эту статью.
...И, кстати, относительно увеличения собираемости налогов: представляется несколько фантастичным, чтоб чиновники, дорвавшиеся в результате сомнительных методов до кормушки, затем столь легкомысленно позволили бы этим деньгам утечь в бюджетный песок...
Истина в культуре. Винной
Но даже лишенный естественной коррупционной составляющей государственный капитализм (бойко пропагандируемый нынче на постсоветском пространстве) лично у меня, например, вызывает скепсис. Да, возможно, латентные коммунисты и одобряют любое действие правительства, в результате которого некая частная собственность становится государственной. Но не все разделяют их мнение. Для многих либеральные ценности - не пустой звук.
Говорю это, кстати, уже не как сознательный журналист-общественник, а как обыкновенный потребитель, периодически заходящий в гастроном. Так вот, у меня, как у покупателя, большие сомнения, что государственная монополия поможет решить декларируемые задачи в области выпивки. Вспомним-ка их: легализация рынка, улучшение качества (вплоть до мирового), снижение алкоголизма.
Что касается первого, то это просто анекдот. Государство фактически совершает пиратский рейд в отношении частников - с тем, чтобы сделать этот бизнес законным. Нет спору, на алкогольном рынке хватает контрабанды и прочего криминала, но воевать надо именно с этими явлениями, а не с частной инициативой вообще. Иначе это революция и экспроприация - не самое, согласитесь, удачное начало для утверждения закона и порядка.
Кроме того, в планах государства допустить лишь часть нынешних игроков алкогольного рынка - избранных - в будущий главспирттрест. Остальным предлагается начать новую жизнь. Учитывая, что одновременно будет поднята цена на государственную водку, не логично ли предположить, что многие из “отвергнутых” начнут с энтузиазмом гнать “самопал” с узнаваемым брендом и воодушевляющим покупателей соотношением цена - качество? И это - легализация рынка?!
Кстати, о качестве - еще одном кирпиче в воздушный замок будущего холдинга. Утверждается, что государственный контроль сделает продукт чище, честнее. В принципе, аргумент состоятельный: строгая независимая сертификация действительно необходима в этой специфической отрасли. Практика показывает, что во всех странах с достойными алкогольными традициями используются именно государственные стандарты и контроль: за вином, коньяком и шампанским - во Франции, за пивом - в Германии, за виски - в Великобритании и т.д.
Но то-то и оно, что контроль, а не производство спиртуозных шедевров! Прославленное качество которых как раз и основано на самостоятельности, неповторимом стиле и любви к своему (!) продукту частных винокурен и пивоварен.
Между прочим, как раз такого единого госоргана, уполномоченного регламентировать и отслеживать качество казахстанских водок, вин и коньяков, в стране и не хватает. За акцизы, например, отвечает Минфин, а за розничную торговлю - местная власть. И об этом, к слову, как и о многих других альтернативных мерах с целью навести наконец порядок на рынке алкоголя, говорят его участники в ответ на инициативу государства о монополии...
Впрочем, подробнее об их предложениях как-нибудь в другой раз. А напоследок позвольте выразить сомнение в том, что госмонополия поможет добиться и своей главной нравственной цели - снизить уровень алкоголизма. Известно, что больше всего пьют в странах Средиземноморья. И там же меньше всего алкоголиков: не дает спиться великая винная культура.
И, напротив, любые запретительные меры (а госмонополия - из их числа) только усугубляли это дело. Два самых ярких случая - сухие законы в США и СССР - привели: первый - к эпической волне преступности, второй - и вовсе к развалу страны.
А рецепт здесь на самом деле существует только один - знать меру, постоянно обуздывать в себе неизбывную жажду. Касается, кстати, не только тех, кто пьет, но и жажды иной - власти и денег. |