|
Ботагоз Омар
Руководители АЗС снова заявили о топливном кризисе. По их расчетам, между оптовыми и розничными ценами разница должна составлять минимум 25 процентов. Действующий сегодня “потолок” в 15 процентов, по словам участников рынка, едва позволяет сводить концы с концами. В итоге им приходится сокращать кадры и экономить на текущих расходах
Вопрос, о котором мы неоднократно писали в предыдущих номерах газеты, все еще стоит на повестке дня. Руководители сетей автозаправочных станций Казахстана бьют тревогу, заявляя, что их бизнес нерентабелен, что заставляет их идти на крайние меры: продавать АЗС (не говоря уже о том, что у них нет средств для ремонта действующих), сокращать кадры.
В первую очередь, владельцы АЗС, объединенные под эгидой Казахстанской топливной ассоциации, говорят о том, что необходимо устанавливать предельные цены не только на розничные цены на социальнозначимые виды топлива, как это делают в нашей стране в настоящее время, но и на стоимость бензина, отпускаемого оптовыми поставщиками.
“Любое вмешательство в рыночные механизмы со стороны государства тормозит развитие рынка и ведет к снижению эффективности бизнеса. Установление предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов в Казахстане приводит к тому, что розничные сети АЗС несут убытки. Они теряют материальные стимулы к высокопроизводительной, эффективной работе, тогда как на оптовиков это регулирование не распространяется. Данное положение ставит в неравное условие оптовиков и розничных реализаторов, поскольку на владельцев АЗС ложится вся нагрузка по хранению, содержанию, зарплате и так далее. Мы считаем, что если устанавливают предельную цену на розницу, то должна быть и на опт, так как розница всегда покупает бензин у оптовиков”, - сообщил “НП” председатель правления ОЮЛИП “Казахстанская топливная ассоциация” Болат Ауетаев.
По мнению представителей ассоциации, введение в действие нового Закона “О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов” также усугубило топливный кризис. Чтобы решить ситуацию, они предлагают внести изменения в Закон “О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов”.
Сегодня в пункте 5, статье 19 этого закона прописано, что “запрещается использование резервуара для реализации, а также хранения в целях последующей реализации нефтепродуктов двумя и более физическими и (или) юридическими лицами”. Прежде несколько компаний могли хранить в одной емкости один вид топлива. “Проблема в чем? Нефтебаз на сегодняшний день не хватает. Если объем 5 или 9 тысяч тонн, то после принятия закона теперь фактически хранить в резервуаре можно только 1-2 тысячи тонн, другой объем пустует”, - отметил глава ассоциации.
“Мы предложили также, чтобы на уровне правительства крупным сетевым розничным реализаторам ГСМ, обладающим на праве собственности АЗС и нефтебазами, разрешили закуп сырой нефти для последующей переработки на НПЗ Казахстана, России и Китая, чтобы насытить внутренний рынок. У нас это законом запрещено, но мы вносим предложения, чтобы снять действующее табу”, - добавил он.
На этой неделе ассоциация инициировала проведение в Астане заседания круглого стола, в ходе которого озвучили предложения участников рынка. Присутствовавшие на встрече депутаты мажилиса пообещали включить представителей ассоциации в рабочую группу по обсуждению поправок в профильное законодательство. Ее создадут в ближайшее время.
Вопрос, связанный с ценовой политикой на АЗС, напрямую зависит от объемов производства топлива на действующих нефтеперерабатывающих заводах страны. “Тайной за семью замками остаются цены, по которым НПЗ получают нефть и отпускают нефтепродукты”, - отметил в ходе круглого стола эксперт Института политических решений Сергей Смирнов.
Эксперт убежден, что постоянный рост цен на топливо - результат системных и хронически нерешаемых проблем в нефтепереработке и регулировании внутреннего рынка. Несмотря на то, что в модернизацию НПЗ вкладывают огромные средства, результаты их работы от этого лучше не становятся. “Если американские переработчики из одной тонны сырой нефти получают 400-500 литров бензина, то отечественные - втрое меньше, причем с низкими экологическими характеристиками, а остальное - мазут”, - сообщил представитель Института политических решений.
“Такие огромные инвестиции, такие гарантии предоставило государство нефтеперерабатывающим заводам, а Атырауский НПЗ имеет в сухом остатке четыре процента. Получается, что это какая-то схема, которая в конечном счете не дает того выхлопа, который вся страна ожидала. Это деньги налогоплательщиков. Каким образом так получилось, что с 2003 года идет модернизация и что это за модернизация, которая в сухом остатке вообще нам ничего не дает почувствовать?” - согласилась с экспертом депутат мажилиса Айгуль Соловьева.
Все это не может не отражаться на стабильности поставок топлива. Неудивительно, что владельцы АЗС сегодня не имеют возможности создавать запасы топлива, так как заявки удовлетворяют едва наполовину, а остальные объемы приходится приобретать на рынке по свободным и, соответственно - по более высоким ценам.
Астана |