|
Анна Шелепова
Издревле у настоящего казахского кочевника было семь сокровищ - умная жена, быстроногий скакун, охотничий беркут, преданный пес, ружье, капкан и казан.
Все это богатство называлось “Жетi казына”. Созвучно с этим элементом эпоса, а равно подчеркивая традиционные ценности, был создан музей, который и назвали “Жетi казына”
Музей расположился в 130 километрах от Алматы, в селе Нура. Любопытно, что изначально о музее не думали. Как-то местные жители и оралманы поспорили о том, кто же первым начал охоту с беркутами? В числе спорщиков был нынешний основатель клуба “Саятши” и уникального музея “Жетi казына” Мухаммед Исабеков, который решил доказать, что идея охоты с птицами принадлежит истинным казахским аксакалам.
- Чтобы отстоять свою точку зрения, я ездил по многим уголкам страны, собирал фотодокументы, - рассказывает М. Исабеков, бывший охотовед, специалист по национальным видам охоты Казохотрыболовсоюза. - Был в Талдыкоргане, гостил у ученых, орнитологов... В процессе сбора материалов возникла идея создать клуб и музей ловчих птиц. Клуб “Саятши” открылся в 1998 году, а музей как логическое продолжение - в 2003-м.
В музее выставлены картины, на которых изображены сцены охоты с беркутами, документальные фотографии, редкое старинное снаряжение и принадлежности: подставки и рукавицы известных охотников.
- Музей уникален тем, что в нем помимо документальных есть и живые “экспонаты” - тазы, беркуты и ястребы, - продолжает наш собеседник. - Никогда нельзя отгадать, кого увидишь в музее в следующий раз. С сентября по февраль мы можем показать туристам подлинную охоту с помощью беркутов и древних казахских собак - тазы, а также с ястребами.
Всего в клубе 17 птиц. Среди них чемпионы республики, герои документальных фильмов, герои рекламных роликов и музыкальных клипов.
- В Костанае недавно проводились республиканские соревнования “Сонар Костанай”, - рассказывает М. Исабеков. - Охотники должны были продемонстрировать высокопрофессиональную дрессировку птиц, также показать мастерство птиц при охоте на кролика и лисиц. Из шести призов (три медали для беркутов, три - для ястребов) мы заняли пять мест! Беркуты привезли домой золото, серебро и бронзу. Ястребы - золото и серебро.
Охотники, двоюродные братья Каныш и Куаныш Исабековы, также получили кубок в номинации “Лучшие беркутчи” в Англии на I международном фестивале охотников. Куаныш написал книгу “Казахская традиционная охота”. Эта книга заняла второе место на книжной ярмарке в Москве. Ее перевели на русский и рекомендуют как учебное пособие.
В единственный центрально-азиатский музей беркутчи не кончается поток туристов и ученых. Редкими птицами интересуются орнитологи, эксперты и ученые из России, США, Японии, Китая, Канады, Германии, Венгрии.
Увы, но пока здесь не разводят птиц. Причина банальна - не хватает денег. Для трудоемкого процесса нужны не только навыки и терпение, но еще и инкубатор, и специальная кормовая база. Птенцы должны питаться специальным мясом песчанки и крыс.
Клуб создавался на ровном месте, в степи, где по пескам бегали ящерицы. Теперь это место больше напоминает сказочный оазис. На территории клуба расположен яркий зеленый сад, посвященный ветеранам соколиного дела. В нем выращивают 14 элитных сортов абрикоса, семь сортов сливы, деревья грецкого ореха. В этом же саду растет подлинный алматинский апорт, который вывел знаменитый Редько. Однако больше всего М. Исабеков гордится деревом, на которое он приколировал пять сортов разных плодовых деревьев. На дичке растет урюк, два вида сливы, абрикос и курага. В музее договорились, что ни один плод из этого сада не будут продавать. “Этот сад одновременно является и столом наших аксакалов, и угощением приезжим”.
Справка “НП”
Слово “беркут” произошло от древнетюркского и имеет несколько смыслов. Дословный перевод означает “приносящий благо”, другой смысл: “святая птица”. Прирученные беркуты символизировали знатность и авторитет древнего человека. Именно эти птицы находились рядом с акынами и ханами. Говорят, что беркуты выполняли роль товара для выкупа пленных. Случалось, что за способного беркута давали несколько десятков лошадей. |