|
Ирина Гайкалова
И снова мы заводим разговор о ЕНТ. Известный экзамен уже совсем скоро. В его адрес высказывается много критики, но слышат ли ее в Министерстве образования и науки - трудно сказать. Российские эксперты недавно вынесли свой вердикт подобному тестированию в России: если экзамен останется единственной формой внешней оценки, то это нанесет вред всей системе образования в целом. Может, нам стоит обратить внимание на эти опасения?
Выпускники школ усиленно готовятся сделать рывок к своему будущему: есть за что бороться - государственные гранты на обучение, выезд в зарубежные вузы по программе “Болашак” и так далее. Однако сегодня далеко не все работники образования и эксперты рассматривают этот экзамен как единственно возможный для школьников-абитуриентов. Доводы в пользу единого тестирования не стоит повторять. Реформа проводилась с целью уменьшить коррупцию, сделать экзамены более гуманными по отношению к детям (то есть вместо целого ряда выпускных и вступительных - всего один), понять, какие школы “провисают” в нашей системе образования.
|
ЕНТ - глубокие знания или лотерея |
Однако, как показывает жизнь, далеко не всех целей добились. Коррупция была и есть, а рассматривать ЕНТ в ракурсе гуманного отношения к психике детей тоже не приходится - слишком уж тяжело дается экзамен многим из них. Что касается выявления школ на предмет плохого качества образования, то в этом вопросе есть результат.
К примеру, по официальным данным, разница между показателями ЕНТ сельских и городских школ составляет 15 процентов. Цифра довольно внушительная. 75 процентов из всех казахстанских школ - сельские. Получается, что в них учится почти половина казахстанских школьников. И все эти дети не имеют доступа к качественному среднему образованию. Вот на такие выводы наводят данные ЕНТ. С другой стороны, неужели мы и без ЕНТ не знали, что у нас творится с сельскими школами?
Эксперты утверждают, что оторванность школы и учителей от процесса конечного тестирования играет только отрицательную роль. Конечно, ЕНТ исключает влияние школы на оценку ученика, но и обесценивает труд учителей. Получается, что школа - некий безликий инструмент для доставки знаний, и стоит ли считаться с мнением школы в вопросе воспитания ученика, его развития, наклонностей? А ведь именно школа может выявлять эти наклонности и рекомендовать вузу того или иного своего ученика.
Чего же опасаются российские специалисты от образования? “Обезличенности” выпускников, узкого набора экзаменов, которые не позволяют выявить те или иные способности. Специалисты - и казахстанские, и российские - предлагают или вводить дополнительные экзамены в вузах, или прилагать дополнительно к ЕНТ победы в конкурсах и олимпиадах. Такое портфолио ученика может сыграть свою положительную роль в решении приемной комиссии.
Эксперты говорят и о том, что нельзя подходить с единой меркой к “гуманитариям” и “технарям”. Возможно, для разных профилей нужно сделать разный набор обязательных экзаменов. Может, инженерам, к примеру, не обязательно усиленно готовиться по тем предметам, которые они сдают сейчас, а сконцентрировать свои усилия на чисто технических? Тогда и результат был бы более качественный: школьники дифференцированно готовились бы по “своим” предметам, а не “распылялись”. Сегодня сдается дополнительно профилирующий предмет. Но он порой довольно косвенно относится к будущей профессии.
Например, зачем будущему экономисту сдавать географию? Можно посчитать, что в случае строгой дифференциации технари (или спортсмены) перестанут читать художественную литературу или же грамотно писать. Но это уже нюансы. Конечные контрольные работы (или даже экзамены) в школах по этим предметам могли бы корректировать пробелы.
Наши размышления - всего лишь варианты возможных действий. Но есть и международный опыт. Например, в Германии не сдаются вступительные экзамены в вузы. Потому что корректировка будущих абитуриентов идет еще со школьной скамьи: те, кто после 3 или 4 класса начальной школы идет учиться в гимназию (с обязательной рекомендацией школы), уже рассматриваются как кандидаты для поступления в вуз. С выпускника гимназии будет довольно подтверждения окончания гимназии с оценками выпускных экзаменов от школы.
Разумеется, отсев “некачественных” студентов происходит. Но после первого семестра, когда становится ясно, что студент не может учиться в этом вузе по тем или иным причинам. Следует упомянуть, что высшее образование в Германии получают бесплатно.
Итак, варианты есть. Но они никем не рассматриваются в качестве выхода из ситуации. Единственное: казахстанское Министерство образования хотело ввести дополнительный экзамен для поступления в вуз. Об этом было сказано в прошлом году. Но, как потом выяснилось, времени было слишком мало для его введения, и эксперимент отложили. Пока не сообщается, будет ли все-таки претворяться эта идея в жизнь. Но многих она, честно сказать, напугала: очень уж нелегко дается детям прохождение ЕНТ. При существующей организации ЕНТ ничего хорошего от еще одного подобного экзамена ждать не приходится. |