|
Владимир Егоров, Алан Байтенов
Каждый согласится, что ночное хождение по рекам - рискованное занятие. Поэтому этот вид сплава официально запрещен. Однако такое умение, допустим, при борьбе хотя бы с браконьерами, сегодня более чем необходимо. Поэтому два начинающих рафтингиста из клуба “Арктика”, корпуса “Белые лебеди” под руководством командора Владимира Егорова доказали, что это, конечно же, не массовое занятие, но при определенных навыках вполне выполнимая задача даже при отсутствии каких-либо приборов и средств навигации
Так, с 29 апреля и по 2 мая команда из 3 человек совершила группой из двух судов уникальный ночной сплав от плотины Капшагайской ГЭС и до села Мияли по реке Или. Протяженность маршрута составила 105 километров. Далее, уже от села Мияли и до города Баканас, Владимир Егоров пошел сам одиночным походом, преодолев 40 километров в полной тьме, без луны, под звездами и пользуясь только лазером для определения ориентировочного расстояния до ближайшего берега. Повторимся: все километры ночной реки пройдены без карт, без компаса и без приборов GPS, в режиме незнакомой реки. Путешественники рассчитывали только на слух, реакцию и свое собственное глубинное здравомыслие.
По словам Владимира Егорова, ночной сплав действительно не совсем обычное занятие. И в первую очередь из-за того, что дневная река совершенно не похожа на ночную. Когда идешь по реке днем, ты видишь и просчитываешь безопасный путь. Тебе намного легче, ты видишь почти все препятствия. Ночью у тебя есть только слух, зрение и надежда, что река тебе поверит и не обманет. Если ты не подготовлен или, что много хуже, самоуверен, можешь заблудиться либо повредить резиновую лодку и подвергнуть опасности доверившуюся тебе команду. А в таких, слабо сказано, экстремальных условиях это равносильно, как минимум, срыву всего путешествия или провалу задания.
Первый эксперимент ночного прохода по реке был в 2006 году. Тогда расстояние определили в 19 километров. Маршрут проложили от Капшагайской насосной станции и до Тамгалы Тас. Это действительно было самое сложное путешествие. Однако это был первый и, как оказалось, бесценный опыт. “Мы решили попытаться доказать, что такое все-таки возможно, мы осторожно слушали, старались понять, входили в систему ночной реки, которую мы видели днем в течение 5 лет. И потихоньку, мгновение за мгновением, со всеми имеющимися приборами в режиме надводного ориентирования набирались опыта, - комментирует Владимир Егоров. - Тогда, ночью 2006 года, преодолев эти первые 19 километров, команда была настолько обессилена нервным напряжением, что, только пристав к берегу, упала на кариматы и моментально уснула. Сегодня все было очень трудно, но, как говорится, память и опыт берут свое. Результат налицо - преодолено более полутора сотен километров без сучка и задоринки в условиях практического, а затем полного лунного затмения”.
За весь поход у нас было только два непредвиденных обстоятельства: утопили хорошую видеокамеру. И не на опасном пороге, а тихо и лирично прямо на палубе лодки. Это наш “второй”, ведомый, в ночи тайком захотел поснимать в инфракрасных лучах препятствия, мимо которых мы проходили. Он грубо и банально упустил секунды для маневра, вошел бортом в стоячую волну, черпнул ведро воды, которая и залила лежащую на дне лодки камеру. А второе, когда в селе Миялы уезжающая часть экспедиции увезла с собой всю посуду для приготовления пищи. Пришлось немало поседевшему уже командору деликатесы и напитки готовить в найденной ржавой консервной банке. Классическая сцена для триллера или комедии.
Но, по мнению Владимира Егорова, для подобных походов больше всего подходит именно молодая команда. Потому что у молодых нет сформировавшихся стереотипов хождения по реке, то есть они пока что свободны от стандартной общепринятой системы, которая мешает думать по-другому и быстро замыливает глаз. А такое рискованное путешествие без происшествий возможно, если только освободишься от всех посторонних мыслей и сконцентрируешься на выполнении задачи, принимая каждый новый факт безусловно и беспрекословно как данность.
На вполне резонный наш вопрос: “Для чего вы это делаете?” Владимир Егоров вспомнил следующее: “В 1982 году алматинцы Казбек Валиев и Валерий Хрищатый взошли на Эверест ночью. Зачем они это сделали? Зачем человек вообще вышел в море? Зачем переплыл реку? Почему не остался на берегу? На берегу - там хорошо и приятно. Наверное, потому, что люди разные. Каждому свое. Не каждый обязан быть художником, не каждый должен быть поэтом. Но невозможного не бывает, все невозможности существуют только в нас самих...” |