Дмитрий Бабич, политический обозреватель “РИА Новости”
Намеченные на март 2012 года президентские выборы в России обрастают интригой и становятся важным тестом для политической системы страны. У этих выборов появляется новая тема, вдруг оказавшаяся важной для общества: власть проверяется на предмет сменяемости
Конечная победа Путина по-прежнему не вызывает сомнений, но общество требует продемонстрировать хотя бы вхолостую работающий механизм смены власти. Стопроцентная неизбежность еще одной путинской “двенадцатилетки” впервые рекламируется не сторонниками власти, а ее противниками.
“Слишком большая часть общества стала воспринимать стабильность как безнадежность. Поэтому после принятия документов у Михаила Прохорова, выдвигаемого группой избирателей кандидатом в президенты, стало ясно - второй круг больше не является исключенным властью вариантом”, - считает глава фонда “Петербургская политика” Михаил Виноградов.
“А ведь совсем недавно в Кремле возможность второго тура отметалась с порога, рассматривалась как недопустимая, - отмечает эксперт. - Конечно, и теперь в партии власти немало паникеров, которые утверждают, что может повториться южноосетинский сценарий, когда оппозиционерка Джиоева, попав во второй тур, вышла из него победительницей благодаря голосам протестного электората. Но в России ситуация все-таки в корне отличается от положения в Южной Осетии”.
В этих условиях совсем иной смысл приобретает регистрация оппозиционных кандидатов в президенты. Рядом с “вечно вторыми” Геннадием Зюгановым и Владимиром Жириновским обнаружились и представители политических групп, раньше просто не представленных в президентских гонках.
Если Дмитрий Медведев в 2008 году сражался лишь с уже вполне “нафталинными” лидерами КПРФ и ЛДПР (масон Богданов не тянул даже на спарринг-партнера), то Путину в дополнение к традиционному набору придется иметь дело с целой гаммой оппозиционных идеологий, и это увеличивает вероятность второго круга.
У каждого из проходящих сейчас предвыборные формальности кандидатов есть свой нишевый электорат, и в сумме эти электораты могут дотянуть и до заветных 50 процентов в первом туре.
Помимо умеренно-левого лидера “Справедливой России” Сергея Миронова, которого по закону выдвигает без всякого сбора подписей представленная в Думе партия “Справедливая Россия”, на горизонте появились и кандидаты “справа”.
В последний момент сдал все документы в ЦИК миллиардер-самовыдвиженец Михаил Прохоров, теперь до 18 января ему предстоит собрать 2 миллиона подписей. Партия “Яблоко” приняла решение выдвинуть своего основателя Григория Явлинского. Выходит, Путину предстоит сражаться с почти всем российским политическим спектром: от коммунистов до либералов, от националистов до энтузиастов европейской интеграции России.
Что касается национал-большевиков и просто националистов, то для их нейтрализации ЦИК использовал формальные основания - неполадки с документами и инициативной группой. В итоге “националы” получили предлог утверждать, что власть их боится.
“На самом деле у России пока просто нет национальной и демографической политики, а потому власть просто нервно реагирует на конкурентов на этом поле”, - считает декан факультета прикладной политологии НИУ ВШЭ Марк Урнов.
Стоит отметить, что формальной причиной полученного Навальным от “Яблока” отказа тоже стал отмеченный “яблочниками” национализм Алексея. “Яблочники” предпочли старого доброго Явлинского.
И все же: в первом туре выборов у российского избирателя будет беспрецедентно широкий выбор - ничего подобного в России не видели с 1996 года.
Правда, ходят слухи, что в случае политического кризиса возможно нечто вроде забастовки спарринг-партнеров: все кандидаты, кроме Путина, вдруг снимут свои кандидатуры.
Но, во-первых, Зюганов и Жириновский пока Кремль ни разу не подводили - непременно “умело” проигрывали. А во-вторых, под рукой есть несколько “технических” кандидатов - сибирский губернатор Дмитрий Мезенцев (выдвинутый от профсоюза железнодорожников), а также прославившийся множеством скандалов бывший мэр Владивостока Виктор Черепков. Так что если подведут “европейцы”, в ход пойдут “азиаты” из Иркутска и Приморья. |