|
Ботагоз Сейдахметова, Ботагоз Омар
В октябре в Астане пройдет Международный форум “Общий мир: прогресс через разнообразие”, инициированный Казахстаном. А на этой неделе министры иностранных дел мусульманских и западных стран приняли участие в подготовке к этой конференции.
Главный предмет диалога - это непростые отношения между христианским Западом и мусульманским Востоком, сложившиеся в последние годы
Для Казахстана, перед председательством в ОБСЕ в 2010 году, предстоящий осенний диалог между Западом и Востоком - прекрасная возможность включить вопросы укрепления терпимости и продолжения усилий стран-членов по борьбе со всеми формами дискриминации в качестве ключевых пунктов повестки дня ОБСЕ. Ведь “Общий мир: прогресс через разнообразие” будет рассматривать возможность развития диалога политиков двух крупнейших цивилизаций - между мусульманским миром и западными странами.
Сегодня в Европе, Северной и Южной Америке проживают около 50 миллионов мусульман. В основном, это мигранты из Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. И не секрет, что отношения новой религиозной общины с европейским обществом часто становятся конфликтными. В этом ряду такие европейские страны, как Франция, Великобритания, Испания, Германия и Португалия. Так что, пожалуй, для европейцев вопросы улучшения отношений между двумя мирами, интеграция в западные общества Европы мусульманского населения, наиболее актуальны.
Предполагается, что на форуме в Астане кроме всего прочего будут приняты конкретные политические договоренности. В повестке дня будут стоять вопросы не религии, а взаимодействия в достижении практических целей, которые будут содействовать гармонизации международных отношений.
На подготовительную конференцию в Астану прибыли представители Австрии, Афганистана, Бахрейна, Великобритании, Испании, Катара, Кувейта, Пакистана, Польши, России, Словакии, Саудовской Аравии, США, Турции, Франции, Швеции и других стран.
Заместитель министра иностранных дел Казахстана Нурлан Ермекбаев, открывший мероприятие, сказал, что вопрос адаптации мусульманских меньшинств в западных обществах стоит предельно остро. “С другой стороны, мы наблюдаем системный кризис европейской идентичности, идей либерализма. Неоднозначно рассматриваются перспективы мультикультурности. В частности, страны Европы каждая по-своему решают вопросы миграции и адаптации национальных меньшинств”, - сказал Ермекбаев.
Он же огласил главные вопросы заседания: в чем причина и корни имеющегося недопонимания между двумя мирами? возможна ли в век ускорения социальных процессов взаимная адаптация культур? можно ли избежать “культурных войн”? как СМИ могут позитивно и по доброй воле влиять на взаимоотношение мусульманского мира и Запада? что должны еще предпринять политики, чтобы слова и многочисленные заявления преобразовались в реальные дела по улучшению взаимопонимания и взаимовыгодному сотрудничеству?
Дискуссия
Умар Харди, директор департамента общественной политики МИДа Индонезии, считает, что политический диалог между мусульманским и западным миром является темой века. При этом он задался вопросом: какие страны принадлежат к мусульманскому миру, какие относятся к западному миру?
“Когда мы говорим о мусульманском мире, индонезийцы спрашивают, являемся ли мы мусульманским миром, принадлежим ли мы к нему, потому что, даже несмотря на то, что большинство нашего населения являются мусульманами, исламистами, наша культура очень сильно отличается от остальной части мусульманского мира. То есть внутри мы очень разнообразная страна. Мы являемся плюралистическим обществом. Где провести границу?”
По мнению турецкого участника
Исмаила Арамаза, начальника управления департамента многостороннего политического сотрудничества МИДа, использование понятий “Восток” и “Запад” не совсем правильно. “Необходимо сосредоточиться на практической реализации, а не на непрерывном обмене политическими заявлениями. Мы считаем, что альянс цивилизаций сейчас направлен, скорее, на реализацию, чем просто на обмен мнениями”, - говорит турецкий политик.
Ив Жанкло, профессор Страсбургского университета, говорил о том, что проблема мусульманской миграции в европейские страны влечет за собой юридический вопрос, который является вопросом интеграции, или ассимиляции, или раздельного развития. В этом ряду: права меньшинств или это право быть различными, право иметь различные точки зрения, право иметь отдельное законодательство или отдельное образование.
По поводу казахстанской инициативы созыва форума
Евгений Кожокин, доктор исторических наук, директор Российского института стратегических исследований, сказал, что трудно найти страну, которая более бы подходила для выдвижения этой идеи, чем Казахстан. “Именно по своей полиэтничности, сохранения, даже в трудные 90-е годы, исключительного мира и в этнической сфере, и в сфере религиозной. С другой стороны, эта инициатива исключительно актуальна, так как ситуация в плане диалога между цивилизациями сейчас намного труднее, чем это было 10 или 20 лет назад”.
Российский участник считает, что этот диалог усложнили война в Ираке и фактически война в Афганистане. По мнению Кожокина, в СМИ и в общественном сознании России, стран Западной Европы и США существует разделение на хороший ислам и плохой ислам, на хороших мусульман и плохих мусульман. Это разделение очень вредит, в том числе и в плане этого диалога. “Ислам слишком разнообразен, слишком сложен, чтобы делить его по такому принципу, - говорит российский ученый. - Наш диалог будет гораздо более успешным, если нам удастся дать определенный импульс тому, чтобы мы видели в многоцветии. И Запад, и Восток, я думаю, мы бы все от этого выиграли”.
С его мнением согласился
Нурлан Ермекбаев, который напомнил о фильме, снятом недавно депутатом парламента Нидерландов, в котором насильственные акты, совершенные террористами, ассоциируются с исламом. “Правильнее было бы говорить о насилии, о терроризме отступников от ислама, а не приверженцев ислама. В этом заключается одна из проблем современного недопонимания между тем миром, о котором мы говорим, что неверно ассоциируют противоправные террористические и насильственные действия с исламом”, - считает казахстанский дипломат.
В то же время, по мнению
Джамиля Мердада, директора департамента по исламским делам МИДа КСА (Саудовская Аравия), исламский мир недостаточно развит с точки зрения западной модели: “Он является не демократическим или недостаточно демократическим по заданным стандартам. Можно сказать, что исламский мир виновен в нарушении человеческих прав с точки зрения политической и образовательных систем, исламский мир недостаточно развит и рассматривается Западом как угроза”. Он считает, что необходимо перейти к свободной дискуссии, чтобы достичь уровня адаптации и понимания наших культур, религиозных различий, чтобы развить в себе открытое мышление. |