Юлиана Жихорь
Казахстанские экономисты, впервые столкнувшиеся с последствиями глобального ипотечного кризиса, обратились к опыту страны, наиболее успешно преодолевшей кризис конца 90-х годов - Южной Корее. Однако корейцы, пообещавшие, что приоткроют все “тайны” их антикризисных мер, засомневались в их стопроцентной эффективности относительно Казахстана
“Не думаю, что методы преодоления кризиса в Корее точь в точь подойдут Казахстану”, - заявил руководитель Аппарата премьер-министра Южной Кореи Чо Джунг Пе, выступая на семинаре “Стабилизационные меры государства в условиях кризиса на мировых рынках капитала на основе опыта Южной Кореи”. Добавив, что Сеул совмещал экономические меры с патриотическим порывом граждан (тогда Корее весьма помогли “золотые запасы” населения, которые корейцы одолжили государству).
Что касается экономических реформ, то после обвала азиатских фондовых рынков в 1997 году Сеул первым делом постарался пополнить запасы валюты (ее количество резко сократилось по причине, как сказал один из выступавших, “падения спроса на полупроводники”) не только привлечением иностранного капитала, но и выпуском гособлигаций и пролонгрования краткосрочных займов в долгосрочные.
Казахстанское правительство пока не собирается заимствовать деньги у населения путем выпуска внутренних облигаций, заявляя, что страна не нуждается в привлечении средств. Что же касается банков, то здесь ситуация иная.
В Корее главная ставка антикризисных мер была сделана на реструктуризацию и ужесточение контроля за финансами. (В тот период число обанкротившихся компаний составило порядка 23 тысяч. Причем 3 тысячи - в первые месяцы кризиса. Были разорены 5 коммерческих банков.)
Бывший заместитель премьер-министра Южной Кореи, ныне министр финансов и экономики Ли Кю Сонг заявил, что его страна избавлялась от слабых финансовых институтов: “Без избавления от слабых банков нельзя установить твердую финансовую систему”. В процессе реструктуризации в Южной Корее ввели обязательную норму “содержания” в компаниях и банках кризис-менеджеров, занимающихся “ранними предупреждениями нестабильности в компаниях”.
После либерализации законодательства о слияниях и поглощениях компаний были сняты ограничения на покупку иностранцами недвижимости и акций южнокорейских предприятий. Банковский сектор окреп, финансисты возобновили ссудные и кредитные операции.
Спикер сената Касым-Жомарт Токаев также считает, что основной акцент правительство Казахстана должно сделать на банках и предприятиях: “Одна из главных задач государства в сложные периоды - уберечь банкиров и бизнесменов от опрометчивых шагов”.
Правда, ситуация, в которой оказался Кабмин, весьма сложная. С одной стороны, правительство принимает массу мер по сдерживанию инфляции, с другой - требуется поддержка ликвидности банков. Что, по экономическим законам, не может не сказаться на росте цен. “Проблема заключалась в том, что меры в какой-то степени противоречили друг другу: для банковской системы требовалось вливание ликвидности, а для снижения инфляционного давления - ее изъятие”, - поделился глава Нацбанка Анвар Сайденов. В прошлом году дилемма “цены или банковская система” была разрешена в пользу банков, поскольку неустойчивость банковской системы могла спровоцировать бегство от национальной валюты, банковскую панику, а в итоге и кризис неплатежей. “В качестве примера можно привести слухи о девальвации, которыми население отреагировало на сообщение о глобальном финансовом кризисе”.
Кроме того, отсутствие поддержки банковской системы отрицательно сказывается не только на различных секторах экономики, финансирующихся банками. “Особенно могут пострадать накопительные пенсионные фонды вследствие того, что значительная доля финансовых инструментов банков находятся в инвестиционном портфеле накопительных пенсионных фондов”.
Сейчас правительство приступило к активной фазе ликвидации последствий кризиса. И по примеру Южной Кореи Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций разрабатывает систему мониторинга финансовой устойчивости банковского сектора. “Для выявления рисков банковской системы на ранней стадии сейчас разрабатывается система индикаторов мониторинга финансовой устойчивости банковского сектора, которая включает группы индикаторов капитализации, качества активов, концентрации риска, доходности и ликвидности”, - заявила глава АФН Елена Бахмутова. В этих же целях АФН предлагает разработать законопроект по вопросам устойчивости финансовой системы.
Астана |