|
Сергей Керженцев
Крупнейшие операторы сотовой связи блокируют снижение тарифов на разговоры между абонентами разных компаний. Межоператорская ставка, так называемый тариф на интерконнект, при звонках абонента с одного оператора на другой, например, с Kcell на Beeline, составляет почти 20 тенге за одну минуту (13 центов), ввиду чего конечный тариф для среднестатистического абонента любого оператора остается достаточно высоким. Для сравнения: жители развитых стран уже довольно продолжительное время пользуются дешевой связью в пределах 4-7 центов за одну минуту вне зависимости от направления звонков внутри страны. Почему такие высокие цены на сотовую связь у нас и такие низкие у них? Потому что именно высокая конкуренция между сотовыми компаниями на указанных рынках привела к такому снижению стоимости межсетевой ставки и, как следствие, росту абонентской связи и суммарной выручки всех операторов
Министерство связи и информации и Агентство РК по защите конкуренции уже давно поднимают вопрос уменьшения ставки межсетевой связи - верного пути снижения стоимости сотовой связи для конечных потребителей. “Тарифы в Казахстане на услуги мобильной связи для абонентов слишком высоки. При этом одной из причин дороговизны тарифов являются высокие ставки интерконнекта казахстанских сотовых операторов”, - отметил на одной из пресс-конференций заместитель председателя АЗК Рустам Акбердин.
Тем не менее ведущие сотовые операторы Казахстана ТОО “GSM Казахстан” (торговая марка Kcell) и ТОО “КаР-Тел” (торговая марка Beeline), контролирующие 90 процентов рынка сотовой связи, всеми возможными способами тормозят процесс снижения тарифов на интерконнект. Для чего это делается?
В первую очередь, их беспокоит потеря части операционной прибыли, которая, по их мнению, неминуемо произойдет при снижении цен. Официально сотовые операторы поддерживают снижение цен, однако, “в разумных” (т.е. - минимальных) для себя пределах. Предел этот составляет всего 4 тенге - именно такую сумму готовы уступить ведущие и далеко не бедствующие сотовые компании нам - казахстанским гражданам. Простая арифметика показывает, что при звонках на другие сети межоператорская ставка (интерконнект) составит почти 16 тенге за минуту, а мы будем продолжать платить и того больше, поскольку ставка на интерконнект - это всего лишь одна из образующих величину абонентского тарифа.
По словам Андрея Смелкова, председателя правления компании “Мобайл Телеком-Сервис”, в Казахстане ставка на интерконнект не менялась в течение нескольких последних лет, и если она будет снижаться всего лишь на 10-15 процентов в год, как сегодня под давлением мнения общественности и деятельности контролирующих органов предлагают крупнейшие операторы, то мы с вами можем рассчитывать на снижение цен вдвое только лет через 10. Однако имеется достаточно привлекательная альтернатива, на которой настаивает компания “Мобайл Телеком-Сервис” с торговой маркой NEO.
По мнению Андрея Смелкова, возможно безболезненное снижение ставок на интерконнект до 5 тенге, что поможет как активному развитию рынка, так и экономии средств казахстанских граждан - пользователей сотовой связью.
Простое и весьма понятное нежелание ведущих сотовых операторов упустить сверхприбыль прикрывается заботой о развитии всего сотового рынка Казахстана. Компании утверждают, что сокращение ставок на интерконнект нанесет ущерб рынку связи. Сокращение выручки не позволит им вкладывать средства в развитие новой сети, модернизацию оборудования и покупку новых технологий. Тем самым они обосновывают свою позицию по постепенному и незначительному снижению ставок.
Однако данные заявления - обычное лукавство и заигрывание с потребителем и контролирующими органами. Очевидно, что снижения поступлений быть не должно. Если потребители будут больше пользоваться сотовой связью, компании “отобьют” свои деньги за счет увеличения трафика. А в недалеком будущем - за счет дополнительных услуг, которое принесет широкое использование Интернета, в том числе и 3G. Сегодня же потребители вынуждены не только переплачивать за мобильную связь, но и ограничивать себя в разговорах по сотовому телефону. Чем мы хуже других стран?
Сотовые операторы-монополисты настаивают на том, что сокращение тарифов приведет к тяжелым экономическим последствиям в масштабе всей Республики Казахстан, в частности, сократятся налоговые перечисления в бюджет, пройдут массовые сокращения высококвалифицированных сотрудников, которых сотовым компаниям будет сложно прокормить в новых условиях. А генеральный директор ТОО GSM Kazakhstan вообще был предельно откровенен и вольно или не вольно обнаружил вовсе не заботу о рынке и потребителе, когда заявил, что “это может иметь негативное влияние на те дивиденды, которые мы запланировали выплатить нашим учредителям.
Но, как показывает опыт стран, внедривших у себя снижение ставок на интерконнект, общая суммарная выручка от деятельности всех сотовых операторов увеличивается за счет увеличения общего потребления услуг трафика, тем самым обеспечив увеличение налоговых поступлений в бюджет государства. В качестве примера можно использовать Турцию, где ставка на интерконнект одномоментно снизилась на 50 процентов, в результате чего уровень суммарной прибыли операторов и поступлений в бюджет значительно вырос. Показателен опыт соседнего Узбекистана, где тарифы на сотовую связь несравнимы по своей дороговизне с казахстанскими, и при этом уровень прибыльности операторов остается на уровне, аналогичном казахстанским операторам.
Нежелание допустить конкурентов в страну уже дошло до того, что крупные компании фактически обвиняют Агентство РК по защите конкуренции в том, что, борясь за снижение тарифов, агентство якобы действует в интересах мелких компаний. Рустам Акбердин прокомментировал “Казинформу” это обвинение. Он подчеркнул, что АЗК всегда действовало исключительно в интересах потребителей с тем, чтобы в целях усиления конкурентной борьбы сотовых операторов на казахстанском рынке было как можно больше. “Условия, которые мы формируем, в том числе низкий интерконнект, не носят персонализированный характер того, что только третий или четвертый оператор будет пользоваться новыми ставками. Создаются равные условия для всех игроков рынка, а также возможность захода на наш рынок для новых операторов. Из своего опыта скажу, что права потребителей можно обеспечить и защищать только тогда, когда на рынке услуг присутствуют несколько сильных и равных игроков, в том числе и сотовых операторов, которые желают максимально удовлетворить интересы и потребности потребителей”, - отметил г-н Акбердин.
Он также сказал, что обвинения АЗК в том, что регулятор ущемляет интересы крупных компаний в пользу мелких компаний, традиционны. Тем не менее все инициативы и действия антимонопольного комитета в любом секторе экономики делаются именно в целях защиты потребителя.
Отвечая на опасения крупных компаний в том, что отрасль потеряет привлекательность и снизит приток инвестиций, Рустам Акбердин сослался на данные Агентства по статистике, согласно которым телекоммуникационная отрасль за 2009 год по сравнению с 2008 годом недополучила инвестиций на 36 процентов, тогда как другие секторы экономики показали небольшой рост. По его мнению, в текущем году ситуация не улучшится. Он отметил также, что инвесторы не желают вкладывать средства в отрасль из-за сохранения высоких входных барьеров, в первую очередь, из-за того, что ставки на интерконнект предельно высоки.
Весь мир уже много лет пользуется доступной сотовой связью, и Казахстану, который позиционирует себя региональным лидером, привлекательным для иностранных инвестиций, просто необходимо сохранить такую высокую планку. Поэтому Агентство РК по защите конкуренции с учетом интересов государства и рядовых граждан, скорее всего, вынудит строптивых монополистов слегка подвинуться, и на рынок придут новые компании. Что тогда? Тогда мы с вами - граждане своей страны - сможем разговаривать по мобильному телефону как в зарубежных фильмах: свободно и без оглядки на свой быстроутекающий баланс. |