|
Наталия Цой
На фармацевтическом рынке Казахстана появились копии жизненно важного препарата “Гливек”. Но больные гемобластозами опасаются применять эти нестандартизированные лекарственные препараты, так как в данном случае речь, без всякого преувеличения, идет об их жизни и смерти
Президент Казахстанской ассоциации инвалидов Любовь Мизинова в своем обращении к главному врачу страны Жаксылыку Доскалиеву выразила всю боль и тревогу за тех, чья жизнь полностью зависит от качества этого жизненно важного и дорогостоящего препарата. Она напомнила, что люди, страдающие хроническим миелоидным лейкозом (ХМЛ) до 1998 года были обречены. От смерти их могла спасти лишь пересадка костного мозга, но и эти операции по медицинским и финансовым причинам сохраняли жизнь лишь единицам. “Надежда появилась после открытия швейцарского иматиниба “Гливек”, который выпустила компания “Новартис”, - говорится в обращении.
Создание этого лекарственного препарата перевернуло представление о заболевании. Теперь оно считается хроническим, так как выживаемость до 95 процентов пациентов увеличилась с 3-5 лет на многие годы и качество жизни пациентов сравнимо со здоровыми людьми.
В нашей стране лечение больных ХМЛ началось с открытия международной программы GIPAP (Glivec International Patient Assistant Program) согласно меморандуму между компанией “Новартис”, международным благотворительным фондом Max Foundation и РГКП “Научный центр педиатрии и детской хирургии”. “В 2003 году в рамках программы лечение в Казахстане получали всего шесть больных ХМЛ, в настоящее время их количество выросло до 142 человек. Лечение названным препаратом одного больного обходится в 6,5 миллиона тенге в год из бюджета Министерства здравоохранения Казахстана”, - сообщила Любовь Мизинова.
В то же время она заметила, что удовлетворение потребности в препарате до сих пор не покрывает даже половины пациентов. “Сегодня в республике на учете у гематологов примерно 600 больных, только 83 из них получают лечение полностью за государственный счет и 142 больных - по программе GIPAP. Для остальных пациентов лечение пока недоступно - по причине ограниченности бюджета, физических возможностей центра, координирующего GIPAP, проблем с диагностикой”, - констатировала глава ассоциации.
Но в этой истории есть и положительный момент. Министерство здравоохранения Казахстана планирует увеличить объем закупа препарата в 2011 году для новых пациентов, имеющих цитогенетическое подтверждение диагноза ХМЛ.
Основной причиной беспокойства и озабоченности состоящих в ассоциации на сегодняшний день является не только количество, но и качество закупаемого препарата. “По данным Государственного реестра лекарственных средств Республики Казахстан, в настоящее время в стране зарегистрированы копии иматиниба, не имеющие подтверждения эффективности и безопасности ни в одной стране мира.
В обращении говорится, что это нестандартизованные копии, которых нет в “Желтой книге” FDA (США), и они не применяются в клинической практике в европейских странах. Мы не нашли ни одной международной или любой другой публикации о том, что копии успешно прошли клинические испытания и доказана их безопасность, эффективность и биоэквивалентность оригинальному препарату”, - особо подчеркнула президент Ассоциации инвалидов.
Зато, по ее словам, нашлась масса материалов, опубликованных в международных медицинских журналах, где врачи описывают отрицательный опыт применения нестандартизованных копий. “Больные теряют достигнутый ответ, а именно из состояния полной ремиссии за три месяца болезнь прогрессирует до бластного криза”, - пояснила она.
Представители ассоциации считают, что нестандартизованные копии из некачественной субстанции могут решить судьбу тех, кто прошел более чем семилетний путь к нормальной качественной жизни. Кроме того, угроза создается как для больных, получающих “Гливек” за счет бюджетных средств, так и для тех, кто является пациентом GIPAP.
“Мы понимаем, насколько важно и необходимо поддерживать отечественных производителей, но они должны гарантировать качество продукта, - говорит Любовь Мизинова. - Оригинальные препараты проходят многолетние многочисленные испытания, чтобы доказать свою пригодность для лечения больных. Опасность же нестандартизованных копий кроется в том, что производство оригинального препарата имеет отдельно запатентованные технологические процессы, которые воспроизвести невозможно, поскольку они отличаются сложностью и не допускают каких-либо технологических отступлений”.
Оказывается, на отдельных этапах производства у оригинального препарата применяются изобретенные и запатентованные технологии, которые предотвращают появление в готовом препарате промежуточных продуктов, иных кристаллических форм иматиниба, генно-токсических и канцерогенных примесей. Воспроизведенные копии не являются таким же препаратом, как оригинал, их воздействие на организм будет иным. Поэтому крайне необходимо обязать производителя генерического препарата провести клинические исследования на добровольцах, чтобы доказать эффективность и безопасность препарата копии и чтобы врачи и пациенты были в них уверены. |