|
Юлиана Жихорь
В последние годы Кабмин любые программы и планы обсуждает не только в своих и парламентских стенах, но и, так сказать, “всенародно” - в стенах центрального офиса правящей партии. Там же существует масса различных комитетов и комиссий по контролю за деятельностью партийного правительства: антикоррупционные, сельские, образовательные и даже по контролю за расходованием государственных средств.
Площадка этих комитетов-комиссий все чаще становится этаким рингом выяснения отношений: партийцы обвиняют правительство в неразумности и недальновидности. В последний раз, например, в партии засомневались в ожидаемой эффективности программы “Дорожная карта бизнеса-2020”. Точнее, в целевом расходовании выделяемых на нее средств
“Как вы будете мониторить эффективность тех проектов, которые вы отобрали и изучили?” - задала вопрос председатель комиссии по контролю за расходованием государственных средств партии власти мажилисмен Гульжана Карагусова замдиректору департамента инвестиционной политики Министерства экономического развития и торговли Арману Абенову.
По ее мнению, парламентарии ежегодно рассматривают итоги реализации прошлогоднего бюджета и пытаются самостоятельно определить эффективность тех или иных государственных программ. Самостоятельно, поскольку правительство, кроме традиционных фраз типа “мы ждем улучшения”, ничего внятного сообщить не может.
Ситуация складывается так потому, что, по мнению партийцев, правительство при разработке различных “развивающих” программ не основывается на межотраслевом балансе и не извлекает уроки из своей предыдущей деятельности.
Как, например, случилось с любимым детищем предыдущего премьер-министра Даниала Ахметова - кластерами. Миллиарды бюджетных средств выделялись на поддержку кластерной инициативы бизнеса, создание хлопковых и рыбно-рисовых кластеров, которые со временем почили в бозе, как и отданные им средства.
Исходя из опыта, Карагусова вновь и вновь задавалась одним вопросом: насколько продумана схема распределения финансирования по объектам. “У нас такие предприятия в государстве уже есть! - напоминала она всем присутствующим. - Вы все их знаете, где мы протрубили, показали президенту, всему миру, а получился пшик!”
Пшик получился еще и потому, что при реализации подобных проектов не просчитывался главный фактор - рынок сбыта будущей продукции: “Не получится ли у нас так, что каких-то предприятий будет очень много, как сейчас стекольных заводов оказалось больше, чем надо, кирпичный завод есть практически в каждом регионе, нужно ли это по потребности?”.
Ответ министерского представителя, что-де деньги программы будут распределяться по регионам “соответственно численности”, поставил партийцев в тупик: “Причем здесь численность?” Правительство уже несколько лет пытается внедрить в жизнь миграционную политику, при которой граждан призывают двигаться за работой - переселяться в перспективные регионы и районы. В свое время была даже государственная программа по переселению населения из неперспективных для развития поселков в “цивилизованные места”. В тот же период и была составлена карта, где и сколько рабочей силы потребуется в ближайшие годы. Еще будучи министром труда и социальной защиты населения, Гульжана Карагусова продвигала эти миграционные идеи в жизнь, доказывая, что “надо постепенно создавать условия, чтобы население переезжало в более рентабельные районы”.
Спустя несколько лет на этой программе, по сути, был поставлен крест - нынче Кабмин призывает развивать имеющееся, не строя планов на будущее. И разделяя многолетние деньги по уже имеющимся “головам” и трудовым ресурсам. Видимо, “прочитав” двоякость ситуации по лицам многочисленных парламентариев, находившихся в зале, Арман Абенов уточнил, что “может быть, на другой год будем закладывать средства по другой схеме - не по численности населения, а по потребности”.
Но есть другая закавыка. Все средства будут, как и деньги антикризисных программ, прогоняться через банки второго уровня, которые уже сегодня ставят палки в колеса программы, требуя дополнительного обеспечения под кредиты. И действуют, по словам бизнесменов, на абсолютно законных основаниях. Просто трактуют в свою пользу норму правил кредитования: с одной стороны, есть запрет для банков требовать дополнительные залоги, с другой - предусмотрено, что план оздоровления не может быть утвержден без банка. А это значит, что банк вправе выставлять требования о допзалоге в рамках планов оздоровления.
Как заявляют представители бизнеса, под этим прикрытием банки проводят буквально рейдерские захваты собственности, требуя в качестве дополнительного обеспечения акции предприятий и право голоса по ним.
В правительстве пообещали разобраться с этими фактами и с нерадивыми банками. Напомнив последним, что они многим обязаны государству, которое буквально “вытянуло за уши” банкиров. А Гульжана Карагусова добавила: “Банки должны понимать - если не будет реализована эта программа, не будет банков, не будет более успешных предпринимателей, не будет успешной экономики, не будет клиентов банка”.
Астана |