|
Алла Иванилова
Вопрос создания системы ювенальной юстиции в Казахстане обсуждается давно. В двух городах, Алматы и Астане, уже работают специализированные суды по делам несовершеннолетних. Однако международные эксперты призывают чиновников поторопиться с реализацией проекта ювенальной юстиции
В Казахстане, как и в других странах бывшего Советского Союза, на момент распада не была сформирована система правосудия по делам несовершеннолетних. Несмотря на то, что существовали специализированные учреждения для детей, находящихся в конфликте с законом, такие как воспитательные колонии и правоохранительные органы по делам несовершеннолетних, не были разработаны законы в отношении правосудия по делам несовершеннолетних, не было специализированных судов и судей. Подростков, совершивших правонарушения, судили в обычном уголовном суде наравне со взрослыми.
Уровень подростковой преступности вырос после обретения независимости, но с 1995 года начал сокращаться. Если в 2002 году несовершеннолетними было совершено 8237 преступлений, то в прошлом году - 2800. При этом количество тяжких преступлений составило 1274. Значительно сократился уровень административных правонарушений, таких как употребление алкогольных напитков, наркотиков и хулиганство.
В настоящее время в мажилисе парламента рассматриваются поправки в некоторые законодательные акты по вопросам обеспечения защиты прав ребенка. Недавно данный законопроект был одобрен депутатами в первом чтении и сейчас готовится ко второму рассмотрению. Проект закона был разработан с учетом международного опыта развитых стран в сфере защиты прав ребенка и предупреждения правонарушений в подростковой среде. Разработчики уверены, что в случае его принятия повысится эффективность защиты детей от негативного влияния социальной среды.
Главным моментом законодательной защиты детей является изменение возраста, с которого наступает уголовная ответственность за совершение кражи, грабежа и вымогательства. Правительство предлагает его увеличить с 14 до 16 лет. Выбор пал именно на эти виды преступлений не случайно. Как констатируют в Министерстве внутренних дел, “это самые распространенные преступления среди несовершеннолетних”. По ним ежегодно к уголовной ответственности привлекаются около трех тысяч человек. Так, несовершеннолетний вор, похитивший чужое имущество в крупном размере или совершивший ограбление, может быть осужден к лишению свободы сроком от 3 до 13 лет. В случае же внесения поправок несовершеннолетние могут быть исправлены путем применения профилактических мер без направления в места лишения свободы.
Законопроектом также планируется установить дополнительные основания освобождения судом несовершеннолетних от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшей стороной.
Два года назад указом президента утверждена Концепция развития системы ювенальной юстиции в Казахстане на 2009-2011 годы. На тот момент в Астане и Алматы уже работали специализированные суды по делам несовершеннолетних. И, как показывает опыт, они хорошо себя зарекомендовали. Теперь задача чиновников - организовать такие суды повсеместно. Кроме этого необходимо создать целый штат ювенальных сотрудников: прокуроры, следователи, полицейские, инспекторы, психологи, адвокаты. Также следует предусмотреть специальные помещения для допроса несовершеннолетних. Международные организации рекомендуют казахстанским чиновникам разработать комплекс мер по обеспечению прав подростков. Согласно им несовершеннолетние, заключенные под стражу до начала суда, должны содержаться отдельно от взрослых преступников, не должны проводить большую часть времени в камере. Кроме того, необходимо обеспечить им доступ к обучению, культурным мероприятиям с организацией полноценного досуга.
Сегодня дети младше 14 лет, совершившие серьезные правонарушения, и дети в возрасте 14 и 15 лет, совершившие менее серьезные правонарушения, могут быть помещены в центры временной изоляции, адаптации и реабилитации. Такие центры есть в каждом регионе Казахстана. Сотрудники ЮНИСЕФ считают это правильным методом, но только в том случае, если дети не будут оторваны от семьи. По их определению, реабилитация малолетнего преступника может проходить в общине или исправительных учреждениях по месту жительства. Если предполагается, что правонарушитель положительно отреагирует на реабилитацию в общине, то назначается альтернативное наказание.
Экс-председатель Комитета по правам ребенка ООН Яапп Дук считает, что к этому вопросу надо подходить креативно. Например, отправлять малолетнего преступника на общественные работы. Свое видение он высказал и по поводу такой нормы, как освобождение судом несовершеннолетних от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим. Яапп Дук констатировал, что на практике это будет сложно реализовать. Опыт показывает, что потерпевшие редко идут на примирение. Поэтому экс-председатель Комитета по правам ребенка ООН рекомендует предусмотреть компенсацию. Она может быть в денежном эквиваленте либо в качестве оказания каких-либо услуг. Международный эксперт рассказал о случае из своей практике, когда группа подростков избила мужчину и он подал на них в суд. Потерпевший пошел с драчунами на примирение, и, когда его спросили, какую компенсацию он хочет, мужчина пожелал, чтобы подростки помогли ему облагородить сад и отремонтировать дом. В течение 5-6 выходных малолетние преступники искупали свою вину. После того, как они ее полностью искупили, некоторые устроились на работу, которая была связана с благоустройством садов и домов.
Бывший глава Комитета по правам ребенка ООН предложил казахстанским чиновникам ограничить время хранения данных о преступлениях, совершенных подростками. Если несовершеннолетний встал на путь истинный, то его имя можно удалить из списка преступников, и таким образом за ним не будет числиться судимость.
Астана |