Ярослава Науменко
Контрольно-надзорные органы игнорируют реформу в системе проверок бизнеса. Через неделю, ко 2 февраля, все проверяющие должны разработать и утвердить 44 документа, определяющих процедуры проверки. Однако до сих пор полностью не готов ни один
О том, что документы все еще находятся в полусыром виде, стало известно на круглом столе, посвященном начавшейся в Казахстане реформе в системе проверок. Во встрече приняли участие чиновники, представители МСБ и сотрудники Агентства США по международному развитию (USAID), которое внедряет проект в Казахстане, Таджикистане и Кыргызстане в течение четырех последних лет.
Руководитель департамента развития предпринимательства Министерства экономики и бюджетного планирования, член экспертной группы по разрешительным документам и проверкам Рустам Акбердин сообщил, что пока ни один документ не зарегистрирован:
- Более-менее детально разработали проекты налоговая служба и СЭС. Еще 25 документов находятся в высокой степени операционной готовности, но не прошли процедуры согласования.
Виктор Ямбаев, президент Алматинской ассоциации предпринимателей, объяснил причину проволочек:
- Если чиновники до 2 февраля не успеют сформировать проверочные листы, им будут запрещены все плановые проверки. Зато будут разрешены внеплановые. А главные деньги чиновники получают именно с них. Поэтому принятие закона их не ограничивает в проведении внеплановых проверок, которые и вызывают самое большое недовольство в обществе и привели к столь коррупционным отношениям между бизнесом и госорганами.
Рустам Акбердин с тем, что у чиновников полная свобода с внеплановыми проверками, не согласен:
- Мы сейчас как раз пытаемся исключить свободу принятия решения у чиновников при назначении плановых проверок. Мы в новом законе детализировали условия их проведения. Если кто-то сейчас “рванул” на внеплановые проверки в надежде наверстать упущенное, это будет не так просто сделать. И мы этот процесс сейчас мониторим.
Что касается сроков предоставления контрольно-надзорными органами документов, то если не успеют - их проблемы. Не будут иметь возможности проводить плановые проверки. Внеплановые - да, останутся, но там чиновников ждут жестко сформулированные основания для проверок. Проверке подлежат только те вещи, которые указаны в неанонимной жалобе.
На вопрос о том, будет ли Налоговый комитет меньше проверять бизнес, господин Акбердин ответил, что плановых проверок станет меньше. И они будут более предсказуемы.
- Критерий отбора налогоплательщиков вполне взвешенный и обоснованный, несмотря на критику, - говорит руководитель департамента развития предпринимательства Министерства экономики и бюджетного планирования. - Не все знают, но практически нигде в мире налоговики свои критерии проверок не раскрывают. Это является оперативной тайной. Только в Швеции и России посчитали, что эти данные можно раскрыть. И третья страна - это Казахстан, причем у нас критериев меньше, чем у тех и других. Я считаю, налоговая часть реформы сделана неплохо.
Игорь Гуцан, региональный консультант USAID, полагает, что время покажет, как ситуация с проверками сложится дальше:
- Соотношение плановых и внеплановых проверок в Европе - 5:1. То есть из каждой сотни проверок максимум 20 - внеплановые. Можно отметить Нидерланды, которые в 2008 году начали успешно проводить работу над системой управления рисками. По оценкам отчетов Великобритании, которая тоже начала внедрять эту систему, количество проверок снизилось на 30 процентов.
Напомним: до сих пор казахстанское законодательство не определяло четко принципы отбора предпринимателей на плановые проверки. Последние четыре года при участии USAID в Казахстане внедряется Проект по улучшению бизнес-среды. Две главные проблемы, которые он решает: создает “систему рисков” (какое предприятие важно проверить в первую очередь, потому что от его работы зависят безопасность людей и крупные налоговые отчисления) и систему разрешений на проверки.
- Но все равно в итоге у нас в систему рисков включили всех, - говорит Виктор Ямбаев. - Пытаются охватить десятки тысяч предпринимателей, но могут - лишь тысячу-полторы. Это говорит о том, что когда речь касается ограничения полномочий проверяющих, те стоят насмерть. Хотя на словах, конечно, все за развитие МСБ обеими руками. |