|
Константин Маскаев
На этой неделе алматинский ДКНБ вновь упрекнули в непрофессионализме и обвинили в давлении на свидетелей. В департаменте назначены проверки, руководитель и оба его зама временно отстранены от должностей. А затем был отправлен в отставку и сам глава КНБ РК. Поводом для этого стал громкий случай с задержанием замначальника алматинского финпола
Итак, только недавно мы узнаем, что ДКНБ по Алматы производит задержание замначальника алматинского финпола Айдына Жантелеева, у которого изымаются наркотики. Затем проводится серия экспертиз, подтверждающих, что следы употребления наркоты есть и в организме Жантелеева. Но спустя некоторое время Генеральная прокуратура высказывает свое судьбоносное мнение, которое можно оформить так: наркотики употребляет, наркоманом не является, претензии, с точки зрения закона, снимаются. Невиновен!
Виновными же теперь называются сотрудники ДКНБ, которые проводили задержание. Выясняется, что понятых предоставили спустя 20-30 минут после фактического задержания Жантелеева, один из понятых оказался родственником оперативника КНБ, принимавшего участие в задержании. А это противоречит требованиям УПК.
Представитель Генпрокуратуры также обвинил чекистов в том, что в протокол не внесен факт выемки видеозаписи со стационарной подземной автостоянки, а сама видеозапись была выдана следственной группе Генеральной прокуратуры только после неоднократных напоминаний, и на ней имеются следы повреждений. С этим, как говорится, не поспоришь. Доказательства, добытые с нарушениями, теряют свой доказательный статус.
|
Расфасованная свобода (от ответственности) |
Но после такого неказистого задержания была проведена судебно-токсикологическая экспертиза, акты которой констатируют наличие в анализах высокопоставленного финполовца Жантелеева следов наркотических веществ. Чтобы отмести предположения об эпизодичности такого употребления, с определенным временным промежутком проводится еще одна экспертиза, где также обнаруживаются следы той же конопли.
То, что Жантелеев регулярно “накуривается”, говорит и проходивший на тот момент как свидетель Мухит Тагаев, которого подозревают в причастности к наркосбыту. Комитетчики подозревают, что он был дилером Жантелеева и доставлял гашиш и марихуану прямо в кабинет своего клиента - в здание алматинского финпола.
Но в Генпрокуратуре указывают на выводы уже новой судебно-наркологической экспертизы, которая хоть и констатирует наличие в анализах Жантелеева следов гашиша, но наркоманом его не признает.
Впрочем, Генпрокуратура не подтверждает и не опровергает наличие у Жантелеева наркотиков. Она сосредоточена на допущенных органами национальной безопасности нарушениях требований УПК.
А тут еще и Тагаев через своего адвоката начинает рассказывать, как оговорил и себя, и друга детства Жантелеева. И что наркотики ему подбросили те же сотрудники ДКНБ, а потом-де пригрозили проблемами в отношении семьи.
Представитель Генпрокуратуры все же делает два важных, на наш взгляд, высказывания: во-первых, у Генпрокуратуры нет оснований для вывода о фабрикации этого уголовного дела со стороны ДКНБ; во-вторых, правовые основания к возбуждению уголовного дела у чекистов были.
Ни представители Генеральной прокуратуры, ни Агентство по делам госслужбы почему-то не рассматривают тот аспект, что в рядах правоохранителей оказался человек, который употребляет наркотики, занимая такую должность. Исключить, что Жантелеев курит марихуану, экспертиза не сумела. Но и наркоманом не признала.
Но могут ли отныне и остальные граждане Казахстана рассчитывать на то, что и следственные органы, и прокуратура отнесутся столь же снисходительно к каждому, кто будет взят с пакетом травы и тут же, например, скажет, что собирал гербарий? Не окажется ли, что сегодня в СИЗО или на зонах содержатся добропорядочные “юные натуралисты” и их приятели “юные ботаники”, которые под следствие или за решетку попали из-за своего безобидного увлечения?
Вместе с тем то, что глава КНБ и ряд других высокопоставленных начальников лишатся своих кресел, выглядит последовательно и закономерно: нельзя так топорно работать нашей силовой элите, чтобы впоследствии прокуратура развалила всю доказательную базу. Что тогда спрашивать с других, “менее титулованных” служб?
Сегодня чекисты не дают комментариев и смиренно кивают в ответ на вброшенные против себя обвинения по этому делу. Позиционное сражение проиграно: арбитр недвусмысленно указал на скамейку штрафников, финпол празднует победу. Но, судя по всему, этот триумф тоже не будет долгим: делать из одного силового ведомства фаворитов в ущерб другому - не лучший способ для восстановления баланса сил. Но и восстановить прежний статус-кво, по-видимому, будет не просто. Поэтому в этой истории, думается, еще далеко до финала. |