Ярослава Науменко
В Казахстане будет введена уголовная ответственность за преступления, совершенные юридическими лицами и повлекшие нанесение ущерба государству и обществу. Это произойдет после того, как страна присоединится к Страсбургской конвенции по противодействию коррупции
До сих пор юридическое лицо могло быть привлечено лишь к гражданско-правовой и административной ответственности, но оставалось уголовно-недосягаемым в случае, например, нанесения вреда экологии.
Противники утверждают, что новая идея противоречит основным принципам уголовного законодательства. У юридического лица, говорят несогласные, отсутствует физическая природа человека, и оно не может быть лишено свободы либо подвергнуто аресту. Кроме того, юридическое лицо не способно иметь умысел и быть вменяемым - это свойства людей, а не компаний или фирм. А без доказанной вины и умысла не будет и состава преступления.
Саттыбек Онгарбаев, заместитель председателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, полагает иначе - в условиях рыночной экономики пора отойти от персонализации ответственности. До сих пор владельцы активов компании, которая нанесла ущерб, финансовой ответственности избегали.
- В итоге за ущерб от деятельности крупной корпорации отвечали один или несколько сотрудников, а сама фирма продолжала работать, - говорит Саттыбек Онгарбаев. - Введение ответственности обусловлено тем, что юридические лица наносят наиболее ощутимый ущерб обществу и государству уклонением от уплаты налогов, продажей некачественных товаров и причинением ущерба окружающей среде. До сих пор в большинстве стран СНГ ответственности за это фирмы не несли, только физические лица. Теперь в соответствии с требованиями международной конвенции уголовная ответственность будет предусмотрена и для юридических лиц. Она уже давно установлена во многих странах Европы, Канаде, США, Японии, Литве и Молдове.
Сторонники нововведения объясняют свою позицию тем, что прежние штрафы были ничтожно малы по сравнению с причиненным вредом. Приводят в пример нашумевшее уголовное дело в отношении бывшего руководителя “Наурыз-банка”. В 2005 году председатель правления лопнувшего учреждения был объявлен в международный розыск. Ущерб в 4,5 миллиарда тенге, полученный в результате мошенничества топ-менеджмента, так и не был возмещен государству.
- Аналогичная ситуация по “Валют-Транзит Банку”, - говорит господин Онгарбаев. - Недавно в Актау было вынесено решение в отношении руководителей одной из нефтяных компаний, которые в результате незаконной предпринимательской деятельности причинили государству ущерб на сумму 140 миллиардов тенге. С одного из преступников суд потребовал взыскать 21 миллиард тенге, но я сомневаюсь, что он может отдать эти деньги. Так что судебная практика в этом направлении на сегодняшний день пока еще не сложилась.
Проблема уголовной ответственности юридических лиц за противоправную деятельность считается весьма спорной и сложной. В целом все больше стран приходит к формулировке, что раз уж юридическое лицо признается законом самостоятельным субъектом права, оно может быть признано виновным. Кроме того, уголовная ответственность юридических лиц в целом не исключает ответственности и конкретных физических лиц.
В США “Правило о вменении” гласит, что корпорация может быть признана ответственной за действия своих агентов, совершенных ими в пределах своей служебной компетенции и в интересах корпорации. В Европе работает концепция alter ego, в рамках которой физическим воплощением “эго” юридического лица считается общее собрание его участников. |