|
Анна Шелепова
Дорогое образование, отсутствие работы, заработной платы, жилья и, как следствие, полная апатия и суицидальные наклонности - такие депрессивные настроения среди казахстанских подростков выявили психологи “горячей линии” Союза кризисных центров за неполный год работы в Алматы
Вирус суицида
Инициатива создания “горячей линии” с легким трехзначным номером 150 принадлежит Союзу кризисных центров и департаменту по защите прав детей. Уникальность линии в том, что детям и подросткам круглосуточно отвечают операторы-психологи на русском и казахском языках. За месяц дозваниваются более полутора тысяч абонентов. Кстати, 60 процентов звонков поступают от родителей, соседей, воспитателей, школьных педагогов, бабушек и дедушек.
- Цель проекта - предоставить бесплатную и анонимную помощь, защитить интересы ребенка, поддержать психологически, - рассказывает председатель правления Союза кризисных центров в Казахстане Зульфия Байсакова.
“Суицидальные проблемы оказались на первом месте по числу звонков на “горячую линию”. Звонят молодые люди, которые столкнулись с реалиями жизни - отсутствие работы, зарплаты, жилья...Словом, подросткам настолько сложно, что они не видят стимула жить.
Другой причиной суицидов у детей помладше становятся унижения дома и в школах, когда у ребенка нет приличной одежды, как у одноклассников. Когда учитель прилюдно требует деньги на школьные сборы... У ребенка развивается депрессия, из-за постоянного прессинга он лишается всякого стимула жить. Настроение “пофигизма” влечет девиантное поведение, когда ребенку все равно, что с ним будет. Он может украсть, подраться... Ему все равно, потому что настроен умирать”.
По словам нашей собеседницы, дети не знают своих прав, а жестокость, грубость и насилие воспринимают как формы воспитания. “Девочка, которую постоянно избивал отчим, убежала из дома. Она прожила несколько дней у подруги. Позвонила к нам...
Отчим считал, что жестоко избивать девочку - единственный способ контролировать ее поведение. Свое мнение он менять не собирался. Мы спрятали девочку. Однако правила и законы РК таковы, что мы обязаны были сообщить, где находится падчерица. Ее тут же забрали...
В другом случае родной отец на протяжении семи лет сожительствовал со своей дочерью. Это уже тринадцатый случай в моей практике... Меня поразил цинизм, с которым мама говорила о якобы провокационном поведении самой дочки... Женщина так и не стала писать заявление на собственного мужа. Его написала бабушка (мать насильника. -
Прим. авт.). Экспертиза признала родителей вменяемыми, то есть все действия ими совершались намеренно. Однако “заботливые родители” с легкостью ушли от ответственности.
Вся проблема в том, что у нас нет реального механизма по защите прав детей. В последнем случае сотрудникам внутренних дел позволялось бы “работать” с насильником. Его можно было “добить”, чтобы он признался”.
Еще одной “горячей” темой звонков стали сексуальные отношения. Бич “горячей линии” - ранняя беременность. Основная проблема у детей - страх открыться родителям. Психологи центра говорят о том, что отношения между родителями и детьми настолько неправильно выстроены, что дети их боятся и не доверяют им.
Модной тенденцией стало приходить в центр на детскую диагностику. “При разводах часто дети не нужны ни тому, ни другому родителю. Судьи становятся на сторону тех, кто больше зарабатывает и имеет жилье. Однако сын или дочка становятся отличным инструментом манипуляций для родителей, и к нам приходят с просьбами диагностировать в пользу кого-то из родителей”.
В центре же учитывают в первую очередь желание самого малыша. Был случай, когда мама буквально билась в конвульсиях, чтобы именно ей оставили ребенка. А сам ребенок сказал, что он хочет видеть маму, но раз в неделю. Ребенок объяснил, что любит маму, но она всегда ругается с папой. Он попросил, чтобы она просто его навещала!
Телефон стал своего рода аккумулятором детских ужасов.
- Вывод один - необходимо поднимать статус семьи, - говорит Зульфия Байсакова.
Кроме того, мы сталкиваемся с тем, что у нас нет механизмов защиты детей - нет временных приютов, психологов... Даже “горячая линия” пока работает только по Алматы. Сейчас идут переговоры с госорганами о том, чтобы телефон доверия стал доступен как для мегацентров, так и для аулов. Главное - чтобы каждый ребенок был услышанным и ему смогли вовремя помочь. |